Деревянный дом Стариковых в Старом Тольятти, на улице Советской, 39… Для многих он воплощает в себе образ Ставрополя, тихого, провинциального города, ушедшего под воду в связи со строительством ГЭС. С 1996 года это музей. Вернее, часть городского музейного комплекса "Наследие". Вокруг него, как сообщил корреспондент Волга Ньюс, и разгорелись страсти тольяттинской общественности в последнее время.
Если обратиться к истории, то можно констатировать, что дому ставропольского сапожника Василия Константиновича Старикова выпала непростая судьба. В мае 1953 года дом был разобран политзаключенными на бревна и перенесен на новое место, за 40 километров. Стариков с семьей стал первым переселенцем из зоны затопления в связи со строительством Волжского водохранилища. В 1990-х город выкупил дом и создал в нем экомузей "Наследие".
"Здесь жили работящие, любящие, дружные люди, - рассказывает теперь уже бывший директор музейного комплекса "Наследие" Валентина Казакова. - У многих этот дом-пятистенок ассоциируется с послевоенным и довоенным временем. В таких домах жило большинство жителей Ставрополя, ушедших на фронт. Отсюда ушла на фронт в августе 1942 года и Раечка Старикова, которой тогда не исполнилось и 18 лет. Она стала медсестрой и попала в самое пекло боевых действий - под Сталинград. Эти ставни помнят тепло ее рук. Ставни даже не перекрашены – они такие же, какими были тогда. Помню, одна женщина, которая пришла сюда, расплакалась. Оказалось, обстановка этого дома в точности такая же, какая была у нее. Этот небольшой деревянный домик с цветущей мальвой и березой у резного крыльца для многих жителей - символ родительского дома".
В последние годы в доме ведутся строительно-ремонтные работы, которые затянулись по вине подрядчиков. Так что хранилище исторических ценностей и основная экспозиция размещаются в здании, расположенном через дорогу, - на ул. Советской, 38а. Здесь тоже жил один из переселенцев Ставрополя. Вернее, это верхняя, деревянная часть дома. Нижняя, кирпичная, была разрушена при переселении. На стене - панорама затопленного города. Гостям работники музея рассказывают, как проходил в 50-х годах перенос города и какой трагедией это стало для жителей.
"Переселение было не просто физическим перемещением жителей города, - рассказывает Валентина Казакова. - Людям говорили: "Вы теперь будет жить совершенно по-другому. Ваши вещи – из старой, ушедшей жизни. Оставьте их". Многие не послушали. И хранили у себя эти тяжелые утюги, прялки, деревянные ведра и другие предметы домашнего пользования".
Потом вещи минувшей эпохи разместились в музейной экспозиции. Что будет дальше с двумя этими историческими домами, которые ныне попали в окружение современных новостроек? По словам руководителя тольяттинского департамента культуры Надежды Булюкиной, комплекс "Наследие" планируют передать "под крыло" Тольяттинского краеведческого музея.
"Окончательно решение о присоединении музейного комплекса "Наследие" к краеведческому музею будет принято после обсуждения этого вопроса с экспертами и общественностью, - рассказала Булюкина. - Но, честно говоря, мне бы не хотелось, чтобы принятие этого решения откладывалось на долгое время. И так уже в доме Стариковых на много лет затянулась ситуация с ремонтом и открытием постоянно действующей экспозиции, посвященной прошлому города Ставрополя".
Иного мнения придерживается коллектив "Наследия" и его экс-руководитель Валентина Казакова. Недавно в сети Fасebook появилось открытое письмо в адрес президента РФ и министра культуры РФ. Авторы письма считают, что тольяттинские власти "вынашивают план уничтожении уникального объекта культуры, дорогого сердцу каждого коренного жителя Тольятти".
Не согласен коллектив и с уходом бессменного директора ГМК "Наследие" Казаковой (в начале июля мэрия Тольятти не продлила с ней трудовой договор. - Прим. ред.). Увольнение директора, как следует из письма, произошло в разгар работ по созданию новой постоянной экспозиции и завершения ремонтно-восстановительных мероприятий на объекте.
"Тольяттинская бюрократия в который раз демонстрирует, что ничуть не заинтересована в сохранении и поддержке профессиональных творческих кадров и появлении новых культурных ценностей. Более того – легко избавляется и от подвижников в деле сохранения историко-культурного наследия, и от плодов их труда и таланта", - сказано в письме.
Планировалось, что новая экспозиция, о которой идет речь в письме, будет посвящена первым поселенцам Ставрополя. Ее открытие было намечено на сентябрь этого года. Будет ли она теперь и станет ли, как намечалось ранее, Дом Стариковых своего рода центром семейного воспитания, в котором будет воссоздана атмосфера жизни ставропольской семьи? Часть фондов музейного комплекса, которые сейчас располагаются в небольшом здании на улице Советской 38а, мэрия планирует перевести в здание краеведческого музея.
"Кстати, материалы, которые уже есть в этом музее, во многом идентичны тем, которыми располагает музейный комплекс "Наследие", - рассказывает Надежда Булюкина, - и было бы логично объединить их, так как они дополняют друг друга. Здание же на ул.Советской 38а находится в аварийном состоянии, о чем свидетельствует решение комиссии мэрии, принятое еще десять лет назад. Хранить в нем музейные фонды просто небезопасно".
По словам руководителя департамента культуры, Дом Стариковых очень маленький по площади для хранения фондов. Булюкина считает, что объединение двух музеев помогло бы им динамично развиваться.
"Одной постоянно действующей выставки "Старый чердак", которая уже много лет располагается в "Наследии", конечно, не достаточно для современного музея. Не радует и малая посещаемость "Наследия", - комментирует представитель мэрии. - И вряд ли она изменится с окончанием ремонта в Доме Стариковых. В лучшем случаем, там могут одновременно разместиться 15-17 человек. В случае объединения появилась бы возможность проведения мультимедийных выставок о прошлом города Ставрополя — не только на музейных площадках, но и на других — например, в тольяттинских школах и библиотеках".
Контракт с директором музейного комплекса Валентиной Казаковой, по словам Булюкиной, изначально действительно планировалось продлить до конца года: "И я выступила с этим предложением перед мэрией. Но мэрия его не утвердила. И, видимо, имела для этого основания. Все-таки от директора нужен более современный подход к организации музейного дела".
Противники реорганизации музея утверждают, что под видом "оптимизации" руководитель департамента культуры уже публично озвучила планы вслед за увольнением директора музея снести одно из двух зданий ГМК "Наследие". Как сообщила порталу Волга Ньюс Надежда Булюкина, вопрос сноса одного из зданий музейного комплекса (на Советской, 38а) еще не решен. Маловероятно и то, что вокруг "Наследия" создадут музейный квартал, идея создания которого давно обсуждается в тольяттинском культурном сообществе.
"Я сама была сторонницей его создания, - рассказывает чиновница. - Но реальность такова, что выкупить дома, находившиеся рядом, было невозможно, - собственник не давал на это согласия или выставлял высокую цену. Так что для этого не было, к сожалению, юридических оснований. К тому же, сам Дом Стариковых так и не получил статус объекта культурного наследия. В частных беседах эксперты говорят, что и вряд ли получит. Слишком много там новодела. Тем не менее, я остаюсь сторонником того, чтобы была проведена экспертиза здания. Проблема в том, что это не дешевое мероприятие — стоит около 150 тысяч рублей. И до сих пор оно не было включено в бюджет города. Надеюсь, что наша заявка на экспертизу будет принята в городском бюджете будущего года".
Вообще, как видно, многое в этой истории упирается в деньги. Вернее, в их нехватку. Не было средств вовремя закончить ремонт Дома Стариковых, затянувшийся на долгие годы, не было денег на то, чтобы провести его экспертизу. Не было средств даже начать ремонт в доме на Советской, 38а, который в течение многих лет принимал гостей, находясь в аварийном состоянии. Тем более, нет средств на создание вокруг музейного комплекса. И оба дома в городской среде сегодня выглядят как нечто чужеродное. Что будет дальше с "Наследием"? Станет ли он частью краеведческого музея? Сохранят ли эти дома неповторимую атмосферу старой ставропольской жизни и возникнет ли вокруг них музейный квартал? Все эти вопросы пока остаются без ответов.
Последние комментарии
Молодцы, что скажешь!
Тема, поднятая в публикации Вадима Карасёва, касается, на самом деле, судьбы многих инновационных проектов в нашей стране, которые хоронятся под разговоры об их важности и патриотичности. Городской музейный комплекс «Наследие» (экомузей), как новая форма наследования, представляет в этом смысле типичную модель: вначале поддержка власти, общественное и профессиональное признание, работающий «макет», а затем—тупик вследствие интеллектуальной незрелости, неподготовленности мозгов, «жлобства» (по выражению председателя правительства РФ Д.Б. Медведева) административно-командного уровня». Этого с "Наследием" бы не было, если бы Программы развития культуры писались у нас не для того, чтобы их просто показывать, а чтобы претворять в жизнь. О завершении строительства Городского музейного комплекса на ул. Советской за счёт средств муниципального бюджета к 2016 году власти г. Тольятти бодро докладывали Губернатору ещё в 2011 году. Так, согласно Приложения 3.4 к Решению Думы г.о. Тольятти за 2009 г. «Мероприятия по развитию объектов капитального строительства местного значения в сфере культуры» (таблица 4, п 11): «Реконструкция и строительство Городского музейного комплекса «Наследие» (экомузей): 2011 год—завершение ремонтно-реставрационных работ по Дому Стариковых (ул. Советская, 39), 2012 – 2016 гг. – строительство дополнительных объектов комплекса и капитальный ремонт дома – музея (ул. Советская, 38)». Даже специальная брошюра была издана о новых объектах соцкультбыта в Тольятти. Все деньги в сметной документации были считаны-пересчитаны, все распределены строго по кодам и расходным статьям. Однако в том же, 2011 году, мэрия закрыла целевую программу «Развитие культуры Тольятти. 2011-2016 гг.», заменив её программой «Культура Тольятти. 2011-2018 гг», в которой строительство ГМК «Наследие» уже было отодвинуто на срок до 2018 года. Даже в Год культуры в отраслевой муниципальной программе "Культура Тольятти" средства, заложенные на благоустройство и строительство экспозиции, были секвестированы, так как "завершение ремонтно-реставрационных работ в доме Стариковых не входит в список первоочередных работ мэрии".