Тольяттинский Краеведческий музей 16 апреля открывает выставку "Монументальные памятники в моделях художников". Будут представлены модели, имеющие отношение к монументальным произведениям города, сохранившиеся в фондах Краеведческого и Художественного музеев.
Модели - свидетельства реализованных, нереализованных и утраченных объектов города. Модели памятников на выставке представлены в сопровождении фото архитектурных и монументальных достопримечательностей города.
При этом скульптурная форма резко выделяется остротой непосредственного переживания - даже тему войны она передает через призму человечности. Так, например, это происходит в двух моделях тольяттинского скульптора Алексея Кузнецова, выполненных для мемориального комплекса "Прощание" в селе Федоровка.
На выставке показаны еще три модели Алексея Кузнецова на тему войны. Среди них две версии памятника маршалу Жукову: кроме бюста, который ныне расположен в 11 квартале Автозаводского района, есть модель полководца в полный рост, в развевающейся плащ-палатке. Примечательна также модель монументальной композиции, которую выполнил Кузнецов для увековечивания улицы в память о военфельдшере, ставропольчанке Клавдии Вавиловой.
Скульптор Кузнецов в своем творчестве не ограничивает пространство социальной памяти военной тематикой - он свободно чувствует себя и в глубине веков, реализуя в материале, например, модели памятника Татищеву. Кто бы мог подумать, что на месте знакового Всадника на набережной Портпоселка мог бы располагаться кузнецовский Василий Никитич на коне или даже пеший, по-отечески обнимающий двух босых калмыков, с землемером в руках, накануне рождения нового города (естественно, "в чистом поле", "с чистого листа")?! Можно пофантазировать, как тогда выглядела бы набережная.
Кроме моделей Кузнецова, на выставке представлена модель Шандора Зихермана - "Пастух с волынкой". Произведение было создано в рамках симпозиума скульпторов по камню, прошедшем в Тольятти в 1987 году. В рамках симпозиума лучшие скульпторы города, Москвы, Ленинграда создали десять скульптурных композиций. Из них сохранились четыре: "Лето" у "Олимпа", "Сон" у "Сатурна", "Танец" у 1-го комплексного общежития и композиция "На берегу" в парке Победы.
На симпозиуме другой тольяттинский скульптор - Игорь Бурмистенко - создал скульптурную композицию "Русалка". Однако, когда представители приемной комиссии, состоявшей преимущественно из людей, далеких от искусства, стали задавать унижающие художника вопросы, Бурмистенко расколол свою скульптуру.
Тема ангелов - вот что его занимало в последние годы жизни, - небесные светлые существа, посланники божественного мира, скорбящие о человеке и человечестве, всегда готовые ответить на зов, мольбу, раскаяние, тишину, вдруг возникающую в сердце, когда слова истощены отсутствием смысла.
Бурмистенко стал автором "Скорбящего Ангела" в городском парке (мемориала, посвященного жертвам политических репрессий, реализованного уже после смерти скульптора). В запасниках музеев этой модели нет, однако сохранились другие по той же теме. Поэтому заключительным аккордом выставки стали модели двух "ангелов" Бурмистенко с прозаическими названиями, которые нынче не говорят вслух: "Не лги" и "Плачущий ангел".
Последние комментарии
Молодцы, что скажешь!
Тема, поднятая в публикации Вадима Карасёва, касается, на самом деле, судьбы многих инновационных проектов в нашей стране, которые хоронятся под разговоры об их важности и патриотичности. Городской музейный комплекс «Наследие» (экомузей), как новая форма наследования, представляет в этом смысле типичную модель: вначале поддержка власти, общественное и профессиональное признание, работающий «макет», а затем—тупик вследствие интеллектуальной незрелости, неподготовленности мозгов, «жлобства» (по выражению председателя правительства РФ Д.Б. Медведева) административно-командного уровня». Этого с "Наследием" бы не было, если бы Программы развития культуры писались у нас не для того, чтобы их просто показывать, а чтобы претворять в жизнь. О завершении строительства Городского музейного комплекса на ул. Советской за счёт средств муниципального бюджета к 2016 году власти г. Тольятти бодро докладывали Губернатору ещё в 2011 году. Так, согласно Приложения 3.4 к Решению Думы г.о. Тольятти за 2009 г. «Мероприятия по развитию объектов капитального строительства местного значения в сфере культуры» (таблица 4, п 11): «Реконструкция и строительство Городского музейного комплекса «Наследие» (экомузей): 2011 год—завершение ремонтно-реставрационных работ по Дому Стариковых (ул. Советская, 39), 2012 – 2016 гг. – строительство дополнительных объектов комплекса и капитальный ремонт дома – музея (ул. Советская, 38)». Даже специальная брошюра была издана о новых объектах соцкультбыта в Тольятти. Все деньги в сметной документации были считаны-пересчитаны, все распределены строго по кодам и расходным статьям. Однако в том же, 2011 году, мэрия закрыла целевую программу «Развитие культуры Тольятти. 2011-2016 гг.», заменив её программой «Культура Тольятти. 2011-2018 гг», в которой строительство ГМК «Наследие» уже было отодвинуто на срок до 2018 года. Даже в Год культуры в отраслевой муниципальной программе "Культура Тольятти" средства, заложенные на благоустройство и строительство экспозиции, были секвестированы, так как "завершение ремонтно-реставрационных работ в доме Стариковых не входит в список первоочередных работ мэрии".