В связи с уходом из тольяттинского театра "Колесо" директора Натальи Дроздовой и некоторых ведущих артистов готовится план его дальнейшего развития. Новый директор Янина Незванкина рассказала Волга Ньюс о предстоящем сезоне, о выборе кандидатуры в главные режиссеры и еще предстоящих кадровых изменениях.
Первые впечатления
- Каким было ваше первое впечатление, которое вы получили в этом театре как зритель?
- Это был 2007 год. Я посмотрела спектакль "Варшавская мелодия", который поставил Петр Львович Монастырский. После этого спектакля состоялось обсуждение с участием режиссера. И его встреча со зрителями настолько поразила меня, что я искренне полюбила этот театр.
Много театральных впечатлений было в Москве. Свою трудовую деятельность я начала в региональном отделении Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО. У меня была возможность общаться с актерами, ходить в Дом кино, на спектакли столичных театров. Было много ярких впечатлений, особенно полюбился "Ленком". А среди наиболее интересных и запоминающихся постановок хотелось бы назвать спектакль "Женитьба Фигаро" по пьесе Бомарше с Дмитрием Певцовым в главной роли.
Работать в театр "Колесо" я пришла в 2009 г. по приглашению директора театра Татьяны Корабельниковой. Занималась маркетингом, разработкой стратегических планов театра, формированием попечительского совета.
- Вы сразу согласились на предложение мэрии занять должность директора театра "Колесо"?
- Я спокойно дала свое согласие. Признаться, я не ожидала, что ситуация развернется таким неожиданным образом. В театре я не планировала заниматься творческими делами и до сих пор не собираюсь ими заниматься. Я пришла вести административно-управленческую работу. Пришла в помощь Наталье Степановне Дроздовой. Театр ждал, что она примет должность художественного руководителя. И я ждала этого. Год назад, когда я уходила из театра, мы с Натальей Степановной были в прекрасных дружеских отношениях. И она сожалела о том, что я покидаю театр.
- В вашем и не только в вашем театре происходит разграничение деятельности директора и художественного руководителя. Но разграничить ее бывает порою достаточно сложно. К примеру, худрук предлагает поставить спектакль, а вы как директор видите, что он получится чересчур затратным.
- Да, спорные моменты возможны. Я думаю, что такие решения нужно принимать по обоюдному согласию. Поэтому неизбежно мы должны будем выстраивать работу таким образом, чтобы приходить к единому мнению. Например, всегда можно договориться и перенести реализацию театрального проекта, подождать, когда появятся дополнительные источники для его финансирования, чтобы режиссер мог спокойно реализовать свой замысел в полном объеме.
- Поговорим о художественном совете театра. Он был создан в экстренном порядке.
- Так как Наталья Степановна 4 декабря на официальной встрече с мэром дала отрицательный ответ на предложение стать художественным руководителем, возникла необходимость срочного создания худсовета - чтобы эффективно реализовать намеченные планы и, возможно, дополнить их. И чтобы удачно завершить юбилейный театральный сезон.
В состав худсовета вошли ведущие актеры, некоторые из которых, как и Наталья Степановна, работали в театре с самого момента его основания, а также руководители творческих служб: завтруппой, заведующие музыкальной, художественной и литературной частью. Прошло два заседания худсовета. На втором, состоявшемся 7 декабря, я проинформировала худсовет о том, что состав попечительского совета театра пополнился двумя новыми кандидатурами. Свое согласие войти в попечительский совет уже дали заместитель председателя правительства Самарской области, министр экономического развития Александр Кобенко и министр имущественных отношений правительства Самарской области Юлия Степнова. Кроме того, ведутся переговоры о вступлении в попечительский совет президента ОАО "АвтоВАЗ" Игоря Комарова.
Кстати, это предприятие раньше было генеральным спонсором театра, а руководитель АвтоВАЗа Владимир Каданников был председателем попечительского совета. Это было очень эффективное сотрудничество. Тогда - в начале 2000-х - удалось привлечь значительные суммы (более 80 млн руб.) на ремонт здания театра. Хотелось бы вернуться к той модели формирования попечительского совета, когда в него входили руководители и всех градообразующих предприятий города, и крупнейших банков. Так что, возможно, попечительский совет еще более расширится. Я надеюсь, это позволит привлечь к театральным проектам больше спонсорских средств.
- Я знаю, что худсовет принял решение о введение должности главного режиссера. Когда это произойдет?
- Этот вопрос сложный и долгий, но решаемый. Могу сказать одно - невозможно найти главного режиссера в течение недели или месяца. Важно, чтобы труппа увидела в этом человеке творческого лидера. Сейчас ведутся переговоры с несколькими кандидатами на эту должность. На последнем заседании худсовета каждый из его членов высказал свои предложения по кандидатуре главного режиссера. Однако все эти театральные деятели - востребованные и загруженные работой режиссеры, связанные долгосрочными контрактами с театральными коллективами в России и за рубежом. Поэтому сейчас возможны только предварительные договоренности о сотрудничестве в будущем сезоне.
- Если в театре появится сильный главный режиссер, так ли уж необходима будет должность художественного руководителя?
- Тоже вопрос непростой. Сейчас такая ставка есть. Оставлять ли ее в дальнейшем - будет решать учредитель, мэрия Тольятти.
Судьба спектаклей
- Что будет со спектаклями, в которых заняты актеры, ушедшие из театра? Скажем, со спектаклем "Трамвай "Желание", премьера которого прошла совсем недавно. Там же одну из главных ролей исполняет Олег Ринге, который покинул театр.
- Я думаю, что новый режиссер найдет достойного актера, который впишется в эту роль, и спектакль продолжит радовать зрителя. Обязательно будут вводы и в другие спектакли.
- Будет ли обновляться труппа?
- Думаю, что да. Но предложения по обновлению должны исходить от главного режиссера.
- Остается ли в силе проект юбилейного гастрольного тура - показа спектаклей "Колеса" в городах, связанных с деятельностью основателя театра Глеба Дроздова?
- На момент моего назначения в театр я не увидела ни одного официального приглашения со стороны тех площадок, которые должны были принять наш театр в ходе гастрольного тура. Что мне показалось странным. Обычно, когда выстраивается гастрольный тур, переговоры ведутся за год вперед, а то и раньше. Эта работа не была проведена. Но так как необходимо все-таки завершить юбилейный сезон гастролями, я провела переговоры с московским театром "Современник". В июне нам предоставят площадку, и мы покажем там три спектакля. Какие именно - мы пока еще не определились.
Будем вести переговоры и с театрами других городов, которые предполагалось изначально задействовать в ходе гастрольного тура. Это Саратов, Ярославль, Нижний Новгород, Воронеж. Но понимаете, уже декабрь, у каждого театра свои планы на сезон, и сложно что-то изменить. И потом, гастрольный тур, кроме 500 тыс. руб., которые выделяются из городского бюджета, пока больше ничем не подкреплен. А на этот проект требуется куда более серьезное финансовое вливание.
- В какой стадии ситуация с ремонтом театра?
- В декабре состоялись торги на ремонт Малого зала. В условия договора по ремонту Большого зала были внесены изменения, в которых поставлены реальные сроки окончания работ - 31 июля 2013 года. Ремонт здесь начнется после Нового года. Так что премьера спектакля "Сирано де Бержерак", приуроченная к юбилею, состоится 2 марта на другой площадке - скорее всего, в ДКиТ ВАЗа. Предварительная договоренность об этом есть.
- А что с филиалом театра в Автозаводском районе?
- До конца этого сезона мы точно будем продолжать показывать свои спектакли на сцене бывшего Малого зала, которая находится по адресу проспект Степана Разина, 93. Надеюсь, что и в дальнейшем мы продолжим взаимное плодотворное сотрудничество с ТЮЗом "Дилижанс" (театр ставит спектакли здесь же, на ул. Степана Разина, 93. - Прим. Волга Ньюс).
- Главный фактор, с которым вы связываете будущее театра в ближайшие год-два?
- Появление творческого лидера. Появится он - и мы снова порадуем зрителей новыми премьерами, новыми театральными событиями.
До 25 декабря мы должны предоставить департаменту культуры мэрии городского округа Тольятти перспективный план развития на 2013 год. Думаю, там будет немало интересных идей и ярких впечатлений для любителей театра.
Последние комментарии
Молодцы, что скажешь!
Тема, поднятая в публикации Вадима Карасёва, касается, на самом деле, судьбы многих инновационных проектов в нашей стране, которые хоронятся под разговоры об их важности и патриотичности. Городской музейный комплекс «Наследие» (экомузей), как новая форма наследования, представляет в этом смысле типичную модель: вначале поддержка власти, общественное и профессиональное признание, работающий «макет», а затем—тупик вследствие интеллектуальной незрелости, неподготовленности мозгов, «жлобства» (по выражению председателя правительства РФ Д.Б. Медведева) административно-командного уровня». Этого с "Наследием" бы не было, если бы Программы развития культуры писались у нас не для того, чтобы их просто показывать, а чтобы претворять в жизнь. О завершении строительства Городского музейного комплекса на ул. Советской за счёт средств муниципального бюджета к 2016 году власти г. Тольятти бодро докладывали Губернатору ещё в 2011 году. Так, согласно Приложения 3.4 к Решению Думы г.о. Тольятти за 2009 г. «Мероприятия по развитию объектов капитального строительства местного значения в сфере культуры» (таблица 4, п 11): «Реконструкция и строительство Городского музейного комплекса «Наследие» (экомузей): 2011 год—завершение ремонтно-реставрационных работ по Дому Стариковых (ул. Советская, 39), 2012 – 2016 гг. – строительство дополнительных объектов комплекса и капитальный ремонт дома – музея (ул. Советская, 38)». Даже специальная брошюра была издана о новых объектах соцкультбыта в Тольятти. Все деньги в сметной документации были считаны-пересчитаны, все распределены строго по кодам и расходным статьям. Однако в том же, 2011 году, мэрия закрыла целевую программу «Развитие культуры Тольятти. 2011-2016 гг.», заменив её программой «Культура Тольятти. 2011-2018 гг», в которой строительство ГМК «Наследие» уже было отодвинуто на срок до 2018 года. Даже в Год культуры в отраслевой муниципальной программе "Культура Тольятти" средства, заложенные на благоустройство и строительство экспозиции, были секвестированы, так как "завершение ремонтно-реставрационных работ в доме Стариковых не входит в список первоочередных работ мэрии".