Паблик-арт и повышение визуальной культуры Самары

В минувшие выходные в Тольятти в рамках городской акции ART-SOSТОЯНИЕ на территории ДШИ им. М.А. Балакирева появилось симпатичное граффити художницы из Эквадора Дианы Инахоза. Пока в Тольятти повышают визуальную культуру города, в Самаре, по всей видимости, с этой темой решили повременить.

Большинство интернет-пользователей выступило против графических изображений на набережной Большинство интернет-пользователей выступило против графических изображений на набережной
Фото:

Тема граффити в Самаре наиболее остро встала полгода назад. «Волжская коммуна» писала тогда об участии граффитчиков в выставках современного искусства, о необходимости появления в городе приличных росписей, теории разбитых окон и юридической ответственности «художников»-любителей, которые, подобно домашним животным, оставляют метки на стенах городских зданий. После немалого резонанса в СМИ и Интернете проблемой заинтересовались и городские власти. Так называемое «Виртуальное правительство» Самары разработало документ, направленный на благоустройство города:  борьбу с незаконным граффити и уродованием фасадов домов, нанесение антивандальных покрытий и организацию площадок для реализации творческого потенциала граффитистов. Сам документ и его разработчики, среди которых и автор этих строк, столкнулись со шквалом критики: дескать, нет более важных проблем в городе, чем какие-то каракули на стенах. Но, к счастью, администрация города внимательно отнеслась к этой проблеме. На следующий год запланировано нанесение на городские стены антивандальных средств, в том числе их использование планируется на городской набережной.

Что же касается выделения пространств под работы граффитчиков, то тут городские власти поступили немного странно. Началось все с консультаций. Городской департамент культуры консультировался с арт-кураторами, художниками, велись поиски свободных площадок в городе. В итоге к фестивалю граффити, прошедшему в прошлом месяце, было подготовлено 17 площадок. Кроме того, под граффити была отдана одна из подпорных стен четвертой очереди набережной. Придумали и тему: «Спорт и город», а на набережной было решено сделать граффити к 100-летию самарского футбола. Как это часто бывает в Самаре, власти решили сделать все и сразу - организовать роспись стен граффити, отметиться перед делегацией FIFA и еще раз подчеркнуть важность проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Самаре. Сами по себе мотивы такого жеста, возможно, похвальны, однако реакция жителей на портреты футболистов «Крыльев Советов» и прочие связанные с футболом в Самаре изображения, подтверждает тот факт, что решение было принято поспешно. Интернет буквально взорвался от негодования. Абсолютное большинство интернет-пользователей выступило против графических изображений на набережной. Причем критика была как по поводу выбора места и тематики, так и по поводу качества выполненных граффитчиками изображений. «Получилось рекламное сообщение: «Тема футбола, нанесенная при помощи краски на стену». И если учесть, что это была первая попытка, то тем более странно, что для пробы так лихо взяли одно из главных мест города - самарскую набережную», - считает куратор проекта «Культурный альянс» в Самаре Михаил Савченко.

Действительно, странно. Когда речь заходит о положительной роли граффити и стрит-арта в облагораживании городских пространств, то в первую очередь вспоминаются спальные районы с безликими серыми домами, которые требуют какого-то оживления, хотя бы с помощью красок. Набережная, и без того самодостаточная, по сравнению с самарской периферией, вряд ли  нуждалась в подобном. «Мне кажется, следовало бы начать с каких-нибудь отдаленных спальных районов, с «хрущевок». В советское время существовала замечательная практика, когда художникам заказывали мозаику или какую-то другую монументальную живопись для украшения зданий. Сейчас этого нет, и можно было бы в этом направлении поработать, как это практикуется в других городах», - считает Михаил Савченко, и с ним нельзя не согласиться.

Сложно сказать, с чем связаны подобные решения властей города. То ли концепция работы с граффитчиками и городской средой не до конца разработана и осмыслена специалистами в профильном департаменте, то ли проблемы со вкусом, свидетелями чего мы неоднократно становились, когда в качестве хороших примеров искусства, в том числе уличного, приводятся откровенно китчевые произведения. «Дело в том, что в России работают кураторы, задача которых - установить связь между заказчиком (властью) и исполнителями (художниками). Специально обученные люди уже знают манеру, в которой работает тот или иной автор, они анализируют, что именно может подойти контексту данной городской среды. И таким образом получается произведение, являющееся не жестким заказом, а творчески переработанным посылом. В нашем случае получилась работа, которая не относится ни к граффити как культуре, ни как к искусству, она не связана с людьми, которые реально занимаются граффити в нашем городе и давно известны за пределами Самары», - рассказывает корреспонденту «ВК» Михаил Савченко.

У нас же все происходит иначе. Возможно, из-за отсутствия опыта, возможно, ради галочки или по любой другой причине, но первые попытки использовать граффити в Самаре в качестве декорации закончились неудачей. Возможно, дело даже не в конкретной теме, а, в целом, в отношении к городскому пространству со стороны власть предержащих. Есть пример, хорошо отражающий это отношение. На улице Фрунзе, между двумя шедеврами архитектуры - польским костелом архитектора Богдановича и усадьбой Курлиных Александра Зеленко - расположен еще один капитальный объект - обычный гараж. Этот гараж стоял при Лиманском, стоял при Тархове. Стоит он и при мэре Азарове. И будет стоять еще долго, несмотря на разработку стратегий развития города, принятие программ, антивандальные покрытия, граффити на набережной и пр. Потому что в Самаре отсутствует комплексный подход к проблемам городской среды.

Михаил Савченко, куратор проекта «Культурный альянс» в Самаре:

- То, что власти обратили внимание на такое явление, как граффити, и в целом на паблик-арт - это уже положительно. Удивляет только то, что сделано это было резким наскоком. Граффити - искусство демократичное, свободное, в котором, как правило, сильно звучит социальная тема, и пытаться сделать конкретный заказ художнику-граффитчику (как получилось у нас - про футбол) не совсем правильно.

Источник: www.vkonline.ru


 

Последние комментарии

Дмитрий Лакоценин 28 сентября 2022 12:37 Тольяттинский краеведческий музей выиграл грант фонда Владимира Потанина

Молодцы, что скажешь!

Валентина Казакова 03 августа 2015 14:11 Музейный комплекс "Наследие" в Тольятти планируется передать краеведческому музею

Тема, поднятая в публикации Вадима Карасёва, касается, на самом деле, судьбы многих инновационных проектов в нашей стране, которые хоронятся под разговоры об их важности и патриотичности. Городской музейный комплекс «Наследие» (экомузей), как новая форма наследования, представляет в этом смысле типичную модель: вначале поддержка власти, общественное и профессиональное признание, работающий «макет», а затем—тупик вследствие интеллектуальной незрелости, неподготовленности мозгов, «жлобства» (по выражению председателя правительства РФ Д.Б. Медведева) административно-командного уровня». Этого с "Наследием" бы не было, если бы Программы развития культуры писались у нас не для того, чтобы их просто показывать, а чтобы претворять в жизнь. О завершении строительства Городского музейного комплекса на ул. Советской за счёт средств муниципального бюджета к 2016 году власти г. Тольятти бодро докладывали Губернатору ещё в 2011 году. Так, согласно Приложения 3.4 к Решению Думы г.о. Тольятти за 2009 г. «Мероприятия по развитию объектов капитального строительства местного значения в сфере культуры» (таблица 4, п 11): «Реконструкция и строительство Городского музейного комплекса «Наследие» (экомузей): 2011 год—завершение ремонтно-реставрационных работ по Дому Стариковых (ул. Советская, 39), 2012 – 2016 гг. – строительство дополнительных объектов комплекса и капитальный ремонт дома – музея (ул. Советская, 38)». Даже специальная брошюра была издана о новых объектах соцкультбыта в Тольятти. Все деньги в сметной документации были считаны-пересчитаны, все распределены строго по кодам и расходным статьям. Однако в том же, 2011 году, мэрия закрыла целевую программу «Развитие культуры Тольятти. 2011-2016 гг.», заменив её программой «Культура Тольятти. 2011-2018 гг», в которой строительство ГМК «Наследие» уже было отодвинуто на срок до 2018 года. Даже в Год культуры в отраслевой муниципальной программе "Культура Тольятти" средства, заложенные на благоустройство и строительство экспозиции, были секвестированы, так как "завершение ремонтно-реставрационных работ в доме Стариковых не входит в список первоочередных работ мэрии".

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5