Великий актер и театральный режиссер ХХ века Олег Ефремов оказал настолько огромное влияние на русский театр, что после его ухода даже возникло особое понятие «постъефремовское пространство». Так назвали новый фестиваль, который придумала дочь актера и театральный критик Анастасия Ефремова. Осуществить замысел ей помогла директор Тольяттинского драматического театра «Колесо» Татьяна Корабельникова. В поисках ответа на вопрос, что такое «постъефремовское пространство», организаторы фестиваля обратились к провинциальному театру.
Каждый день фестиваля начинался с попытки дать определение «постъефремовскому пространству». На разные лады этот вопрос звучал из уст Анастасии и Михаила Ефремовых, Ивана Охлобыстина, Евгения Гришковца, Леонида Парфенова, Михаила Горбачева… Они вроде бы пытались дать ответ, но вместе с тем и не пытались. Потому что ответ у каждого свой. А постъефремовское пространство – это, в сущности, весь нынешний театр, а может быть, и вообще весь наш мир, живущий после великой эпохи. Дело не в политике или экономике. Дело – в человеческом масштабе. Каждый фестивальный день начинался кадрами из фильмов с участием Олега Ефремова. Особенно выразительно смотрелся смешной и грустный эпизод из «Берегись автомобиля». В кадре – сам Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев. Великие актеры, ушедшие навсегда, и невосполнимость этой утраты ощущается сегодня очень остро.
Шесть фестивальных дней познакомили публику с шестью спектаклями.
«Саквояж доктора Чехова» - спектакль, поставленный в Родопском драматическом театре им. Н. Хайтова (Болгария) молодым московским режиссером А. Назаренко, оказался малопонятным русской публике.
Наше «Колесо» показало «Кровавую свадьбу» Ф. Гарсиа Лорки в постановке москвича М. Фейгина. Пьеса обрела на тольяттинской сцене подлинно романтическое воплощение: эффектная сценография, много стихов, музыки, танцев, эмоциональная приподнятость любовных сцен в сочетании с тонким юмором сцен бытовых. В главных ролях были заняты молодые актеры театра, а роль матери блистательно сыграла О. Самарцева.
Неожиданную постановку показал Калужский областной драматический театр. Режиссер А. Плетнев соединил разнородные тексты А. Вампилова, В. Шукшина, Г. Сукачева, И. Охлобыстина и живую музыку. Представление украсил своим присутствием сам Сукачев.
Ульяновский областной драматический театр сыграл грандиозный в своих постановочных амбициях спектакль по путевым заметкам великого симбирца Гончарова «Фрегат «Паллада» (режиссер С. Тюжин).
Закрылся фестиваль спектаклем «Театрального комплекса» Владимирской области «Дон Кихот» (по пьесе Е. Шварца в постановке А. Плетнева). Очень разные, все эти спектакли оказались неожиданно объединены неким общим устремлением. Евгений Гришковец, рассуждая о Ефремове, отметил как характерную черту постъефремовского пространства отсутствие романтики и отсутствие великого. Спектакли же и названиями, и литературным материалом, и режиссерскими концепциями, напротив, утверждали стремление к романтике и к великому. Кому-то это удалось в большей степени, кому-то в меньшей. Однако потребность обрести, вернуть в современный мир эти утраченные ценности была очевидна. И с этой точки зрения фестиваль, несомненно, выполнил свою миссию.
Источник: газета «Волжская Коммуна», 28 октября.
Последние комментарии
Молодцы, что скажешь!
Тема, поднятая в публикации Вадима Карасёва, касается, на самом деле, судьбы многих инновационных проектов в нашей стране, которые хоронятся под разговоры об их важности и патриотичности. Городской музейный комплекс «Наследие» (экомузей), как новая форма наследования, представляет в этом смысле типичную модель: вначале поддержка власти, общественное и профессиональное признание, работающий «макет», а затем—тупик вследствие интеллектуальной незрелости, неподготовленности мозгов, «жлобства» (по выражению председателя правительства РФ Д.Б. Медведева) административно-командного уровня». Этого с "Наследием" бы не было, если бы Программы развития культуры писались у нас не для того, чтобы их просто показывать, а чтобы претворять в жизнь. О завершении строительства Городского музейного комплекса на ул. Советской за счёт средств муниципального бюджета к 2016 году власти г. Тольятти бодро докладывали Губернатору ещё в 2011 году. Так, согласно Приложения 3.4 к Решению Думы г.о. Тольятти за 2009 г. «Мероприятия по развитию объектов капитального строительства местного значения в сфере культуры» (таблица 4, п 11): «Реконструкция и строительство Городского музейного комплекса «Наследие» (экомузей): 2011 год—завершение ремонтно-реставрационных работ по Дому Стариковых (ул. Советская, 39), 2012 – 2016 гг. – строительство дополнительных объектов комплекса и капитальный ремонт дома – музея (ул. Советская, 38)». Даже специальная брошюра была издана о новых объектах соцкультбыта в Тольятти. Все деньги в сметной документации были считаны-пересчитаны, все распределены строго по кодам и расходным статьям. Однако в том же, 2011 году, мэрия закрыла целевую программу «Развитие культуры Тольятти. 2011-2016 гг.», заменив её программой «Культура Тольятти. 2011-2018 гг», в которой строительство ГМК «Наследие» уже было отодвинуто на срок до 2018 года. Даже в Год культуры в отраслевой муниципальной программе "Культура Тольятти" средства, заложенные на благоустройство и строительство экспозиции, были секвестированы, так как "завершение ремонтно-реставрационных работ в доме Стариковых не входит в список первоочередных работ мэрии".