В тольяттинском художественном музее 30 января открылась выставка "Избранное", где представлено более 70 работ одного из самых востребованных современных российских живописцев - Никаса Сафронова. Перед открытием выставки художник дал пресс-конференцию.
На фоне Дали
Подобно Сальвадору Дали, выстраивавшему свою жизнь по канонам театрального действа, Никас (он же - Николай Степанович) Сафронов мог бы сказать о себе: "Главное - чтобы обо мне говорили. На худой конец, пусть говорят хорошо". Художник - один из самых популярных медийных персонажей. Сам он говорит, что не любит давать интервью, но делает это "для поддержания бренда".
Выставочный антураж в музее (релизы, фотографии, сюжеты в мониторе), да и высказывания художника в ходе пресс-конференции подчеркивали его близость ко многим великим и сильным мирным сего - от бывшего патриарха Алексия до Софи Лорен, от Никиты Михалкова до королевы Елизаветы II. А на обложке с шиком изданного альбома художника посетители могли лицезреть его на фоне одного из знаковых снимков Сальвадора Дали.
Впрочем, в отличие от великого испанца, большую часть жизни боготворившего свою Гала (Галину Дьякову), Никас Сафронов, по собственным его словам, "эклектичен в выборе жен, девушек и друзей". Его дети, как сообщил художник на пресс-конференции, разбросаны по всему миру - живут в Австралии, Вильнюсе, Лондоне и Москве. Для него главное - не семья, а творчество ("Я никому ничего не обещал").
Немало женщин, не без кокетства сказал Никас Сафронов, хотели бы иметь от него ребенка, и он не может им отказать в этом желании. Его поклонницы из Тольятти в этом отношении для художника - не исключение. Кстати, город художнику очень понравился, он остановился в "Парк-отеле" и собирается сделать здесь несколько волжских этюдов.
Выставка также оказалась подчеркнуто эклектичной - по разнообразию жанров, живописных техник и, кажется, даже мироощущению автора. Трудно даже представить, что это написал один художник. Думаю, многие терялись в догадках: где же он, подлинный Никас Сафронов? Вопрос, впрочем, риторический. Сам он, признав эклектичность экспозиции, сказал, что "это нормально для художника, который ищет".
Тут можно увидеть и метафорические работы ("Ангелы, покидающие историю"), и стилизации под Сальвадора Дали ("Божественная история, выбирая в камне на небесах"), и картины, будто бы сошедшие со страниц готических романов ("Таинственный дом", "Тайна дома Б."). Есть тут и знаменитые стилизованные портреты аристократов и королей из разных эпох с кошачьими головами - среди этих работ можно увидеть и автопортрет, на котором вместо лица художника - взъерошенная кошачья морда.
Вообще, в работах Никаса Сафронова немало парадоксального, сказочного. Как рассказал художник, в детстве мама читала ему сочиненные ею сказки, и это оказало на него большое влияние. Не оттуда ли, из детства, эти странные существа с кошачьими головами и людскими телами?
На вопрос, есть ли у него самого дома какая-нибудь живность, Никас Сафронов ответил, что нет, но он хочет завести огромного, сонного кота, который был бы настолько ленив, что ему не хотелось бы царапать дорогие шторы в комнате художника.
Есть на выставке и живописные "поклоны" Боттичелли, Рене Магриту и другим великим мастерам. Есть и работы в стиле dream-vision, для которого характерна размытая картинка в нежных тонах. Стиль этот изобрел он сам, как не без гордости сообщил Никас Сафронов (кстати, он был занесен за это в Книгу рекордов Гиннеса). Впрочем, художник тут же добавил, что корни этого стиля - в творческой манере импрессионистов. В этом стиле сделаны, например, представленные на выставке работы из венецианской серии.
Как сказал сам художник, излюбленный его жанр - портрет. Среди его моделей были политические лидеры России, США, Турции, Азербайджана, Туркмении, Украины, короли Испании, Иордании, Брунея, звезды кино и музыки. Вот и на нынешней выставке можно увидеть написанные маслом портреты английской королевы Елизаветы II на фоне Темзы с плывущими по ней парусниками, певца Дмитрия Хворостовского, писателя Пауло Коэльо на фоне книг с дорогими переплетами, Катрин Денев на фоне Эйфелевой башни. Удивительное портретное сходство здесь сочетается с не менее удивительным умением художника польстить своим моделям. А самый необычный - портрет дирижера Валерия Гергиева, на котором его лицо нарисовано в виде маски, летящей среди облаков над полем.
Есть на выставке и психологические портреты, написанные сангиной на бумаге. И среди моделей, конечно же, тоже немало знаменитостей - политик Сергей Глазьев, бельгийский шансонье Сальваторе Адамо, пианист Денис Мацуев, актеры Андрей Соколов и Юрий Кузнецов.
"Не верю в известность после смерти"
Никас Сафронов сумел завоевать интерес и широкой публики, и искусствоведов. Художник пишет невероятно много. А секрет своего успеха объясняет так:
"Я все время в работе. Иногда думают: художник лежит на диване, ковыряет в носу и ждет вдохновения. Нет, это постоянный труд. Я сажусь за работу как ремесленник. И еще: я довольно рано научился продавать свои картины - еще будучи студентом. Научился понимать психологию заказчика, каждый раз я должен удивить его чем-то. Я не верю в известность, которая приходит после смерти. Древние греки говорили: "Если при жизни заставил говорить о себе - будешь жив, пока мир существует".
Основная часть работ Сафронова находится в частных собраниях и музеях России и Европы. Западными коллекционерами куплено почти 900 его холстов. Среди владельцев работ художника - Алла Пугачева и Софи Лорен, Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо, Пьер Карден и Монтсеррат Кабалье, Мадонна и Михаил Горбачев.
Один из самых модных европейских портретистов обеспечен заказами со всего мира на несколько месяцев вперед. Большая часть его жизни проходит в авиаперелетах. Из-за постоянной смены часовых поясов, как говорит сам Никас Сафронов, в течение долгого времени он толком не высыпается. Вот и после Тольятти ему предстоит вылет в Сибирь, потом в Лондон, затем в Дубаи - и в Конго. В скором времени художник планирует посетить и Турцию - здесь, в Алании, он собирается восстановить греческий храм VIII века, носящий имя Святого Николая.
Выставка Никаса Сафронова в Тольятти продлится до 1 марта.
Последние комментарии
Молодцы, что скажешь!
Тема, поднятая в публикации Вадима Карасёва, касается, на самом деле, судьбы многих инновационных проектов в нашей стране, которые хоронятся под разговоры об их важности и патриотичности. Городской музейный комплекс «Наследие» (экомузей), как новая форма наследования, представляет в этом смысле типичную модель: вначале поддержка власти, общественное и профессиональное признание, работающий «макет», а затем—тупик вследствие интеллектуальной незрелости, неподготовленности мозгов, «жлобства» (по выражению председателя правительства РФ Д.Б. Медведева) административно-командного уровня». Этого с "Наследием" бы не было, если бы Программы развития культуры писались у нас не для того, чтобы их просто показывать, а чтобы претворять в жизнь. О завершении строительства Городского музейного комплекса на ул. Советской за счёт средств муниципального бюджета к 2016 году власти г. Тольятти бодро докладывали Губернатору ещё в 2011 году. Так, согласно Приложения 3.4 к Решению Думы г.о. Тольятти за 2009 г. «Мероприятия по развитию объектов капитального строительства местного значения в сфере культуры» (таблица 4, п 11): «Реконструкция и строительство Городского музейного комплекса «Наследие» (экомузей): 2011 год—завершение ремонтно-реставрационных работ по Дому Стариковых (ул. Советская, 39), 2012 – 2016 гг. – строительство дополнительных объектов комплекса и капитальный ремонт дома – музея (ул. Советская, 38)». Даже специальная брошюра была издана о новых объектах соцкультбыта в Тольятти. Все деньги в сметной документации были считаны-пересчитаны, все распределены строго по кодам и расходным статьям. Однако в том же, 2011 году, мэрия закрыла целевую программу «Развитие культуры Тольятти. 2011-2016 гг.», заменив её программой «Культура Тольятти. 2011-2018 гг», в которой строительство ГМК «Наследие» уже было отодвинуто на срок до 2018 года. Даже в Год культуры в отраслевой муниципальной программе "Культура Тольятти" средства, заложенные на благоустройство и строительство экспозиции, были секвестированы, так как "завершение ремонтно-реставрационных работ в доме Стариковых не входит в список первоочередных работ мэрии".