В минувшие выходные, 5-6 апреля, тольяттинский драмтеатр "Колесо" представил последнюю премьеру этого театрального сезона. Речь идет о первых показах спектакля "Скамейка", который поставил режиссер Владимир Хрущев.
Спектакль "Скамейка" поставлен по одноименной пьесе публициста, драматурга, общественного и политического деятеля Александра Гельмана. Он будет интересен всем, кому еще интересны истории о простых человеческих судьбах, о любви, о муках одиночества.
Постановка рассказывает горькую и смешную историю двух одиноких людей - мужчины и женщины, встретившихся однажды в парке на скамейке и переживающих во время спектакля события целой жизни, пройдя путь от взаимной лжи к взаимной искренности.
Это история любви, написанная Гельманом в 1984 году и ставшая даже неким символом той эпохи. Однако отношения мужчины и женщины абсолютно не изменились и по сей день. Недаром "Скамейка" поставлена в 30 странах мира и с успехом проходит на театральных сценах почти 30 лет. Недаром образы, созданные актерами, и ситуации, в которых они оказываются, столь узнаваемы.
Это не массовый спектакль. В нем нет сложных декораций и спецэффектов. Все очень просто: скамейка, фонарь, афиша, большой пень и всего два главных персонажа. Действующих предметов тоже минимум: у нее только сумочка, а у него сетка-"авоська" с портвейном и двумя гранеными стаканами. Песни 70-х годов прошлого века, доносящиеся с парковой танцплощадки, погружают зрителя в те времена.
Историю любви рассказали актеры театры "Колесо" Елена Барамикова и Олег Погорелец, которые на протяжении полутора часов держали в напряжении внимание зрителя. Эмоции героев бросаются из одной крайности в другую: они то устраивают психологическую дуэль, то проявляют нежность и жалость друг к другу. Фразы, которые порой бросают герои, то и дело "взрывают" зал, и он заливается смехом.
По сути, и он, и она, несмотря на попытки "распушить перья", прихвастнуть, несчастны и одиноки. Она - работница носочной фабрики. Обычная русская женщина, милая, еще довольно молодая. Модное по тем временам кремпленовое платье, прическа и прочий марафет… Он - сорокалетний водитель автобуса. Этакий провинциальный мачо, ловелас, массовый обольститель не слишком разборчивых женщин - человек среднестатистический, обыкновенный, внешне не приметный. Он женат, она - "разведенка" с ребенком. Все между ними уже произошло год назад. Но для нее это было, как всегда, серьезно и навсегда, а для него - как обычно, случайно и мимоходом. И вот - нечаянная встреча на скамейке в городском парке. Они оба сказали друг другу неправду и приняли услышанное за правду. Но потом, узнав друг о друге все как есть, всю горькую "подноготную", они проникаются взаимным сочувствием. Чем может закончиться новая встреча однажды случайно познакомившихся и тут же "потерявшихся" мужчины и женщины? Они такие разные и чужие, но очень схожие в том, что оба так и не нашли своего счастья.
Как отметили представители администрации "Колеса", в этой постановке "Скамейки", которую увидели зрители, огромная заслуга Владимира Хрущева. Руководство театра считает его одним из самых интересных театральных режиссеров не только в Тольятти, но и в России. У него весьма нестандартный подход к репетициям, где он добивается от актеров психологического погружения в тему, а не просто механического заучивания слов и действий. Он с успехом поставил более 30 спектаклей в разных театрах страны.
"В спектаклях, где много декораций и актеров, легко осуществлять мизансцены, - рассказывает Хрущев. - Здесь же не спрячешься никуда, поскольку на сцене - два актера и больше никого. В этом смысле работа сложная и в то же время очень интересная. Как и все советские пьесы, "Скамейка" хороша тем, что главное здесь - люди и их судьбы. Я хотел бы, чтобы зритель окунулся в то время, когда важно было драматическое слово, когда ведется неспешный разговор, когда персонажу хочется высказать свою боль, свою жизнь, все то, что в нем накопилось."
По его словам, это спектакль для тех, кому интересно наблюдать на сцене не за движением тел, а за движением души. Режиссер уверен, что зрителю после этого спектакля захочется поговорить о том, как строятся отношения между мужчиной и женщиной, и поискать ответ на вопрос, почему это происходит так сложно.
Последние комментарии
Молодцы, что скажешь!
Тема, поднятая в публикации Вадима Карасёва, касается, на самом деле, судьбы многих инновационных проектов в нашей стране, которые хоронятся под разговоры об их важности и патриотичности. Городской музейный комплекс «Наследие» (экомузей), как новая форма наследования, представляет в этом смысле типичную модель: вначале поддержка власти, общественное и профессиональное признание, работающий «макет», а затем—тупик вследствие интеллектуальной незрелости, неподготовленности мозгов, «жлобства» (по выражению председателя правительства РФ Д.Б. Медведева) административно-командного уровня». Этого с "Наследием" бы не было, если бы Программы развития культуры писались у нас не для того, чтобы их просто показывать, а чтобы претворять в жизнь. О завершении строительства Городского музейного комплекса на ул. Советской за счёт средств муниципального бюджета к 2016 году власти г. Тольятти бодро докладывали Губернатору ещё в 2011 году. Так, согласно Приложения 3.4 к Решению Думы г.о. Тольятти за 2009 г. «Мероприятия по развитию объектов капитального строительства местного значения в сфере культуры» (таблица 4, п 11): «Реконструкция и строительство Городского музейного комплекса «Наследие» (экомузей): 2011 год—завершение ремонтно-реставрационных работ по Дому Стариковых (ул. Советская, 39), 2012 – 2016 гг. – строительство дополнительных объектов комплекса и капитальный ремонт дома – музея (ул. Советская, 38)». Даже специальная брошюра была издана о новых объектах соцкультбыта в Тольятти. Все деньги в сметной документации были считаны-пересчитаны, все распределены строго по кодам и расходным статьям. Однако в том же, 2011 году, мэрия закрыла целевую программу «Развитие культуры Тольятти. 2011-2016 гг.», заменив её программой «Культура Тольятти. 2011-2018 гг», в которой строительство ГМК «Наследие» уже было отодвинуто на срок до 2018 года. Даже в Год культуры в отраслевой муниципальной программе "Культура Тольятти" средства, заложенные на благоустройство и строительство экспозиции, были секвестированы, так как "завершение ремонтно-реставрационных работ в доме Стариковых не входит в список первоочередных работ мэрии".