В Тольятти 17 и 18 января в театре драмы "Колесо" прошли долгожданные премьерные показы спектакля "Визит дамы", сообщает корреспондент Волга Ньюс.
Напомним, премьера спектакля по драматургической притче виртуозного швейцарского мастера психологического детектива Фридриха Дюрренматта была намечена еще на октябрь прошлого года. Но из-за подготовки сложных масштабных декораций премьера была перенесена.
Работа над этой знаковой для театра постановкой продолжалась в течение целого года. Жанр спектакля его режиссер Владимир Хрущев определил как социальный эксперимент. Пожалуй, это первый столь серьезный, многоплановый, полифонический спектакль в театре "Колесо" со времен ухода из жизни его основателя Глеба Дроздова в 2000 году.
Для Дюрренматта наилучшим способом рассказать о проблемах современности был трагифарс. Режиссеру Владимиру Хрущеву также близок этот многослойный жанр. Юмор, ирония, трагедия, мелодрама – все это перемешано в премьерном спектакле тольяттинского театра.
Притча о том, как немолодая миллиардерша Клара Цаханассьян предлагает в подарок родному разорившемуся в пух и прах городу Гюллену миллиард в обмен на правосудие (убийство предавшего ее в свое время любовника) и как город поддается этому соблазну, вызывает массу ассоциаций и с лихими девяностыми годами в России, да и с нынешним временем.
Вслед за Дюрренматтом авторы спектакля исследуют вечные социальные и философские вопросы. Как и почему люди начинают считать преступление нормой? Как под влиянием жажды обогащения массовому психозу может быть подвергнут целый город? Что есть вина и что есть подлость и имеют ли они сроки давности?
Дюрренматт всю жизнь избегал прямых и односложных ответов на подобного рода вопросы. Хрущев вслед за драматургом не выносит приговор персонажам спектакля, не осуждает их. Они для него как малые неразумные дети, ослепленные блеском золотого тельца. "По большому счету, - считает режиссер, - эта пьеса – приговор всей нашей цивилизации, обанкротившейся в социальном, нравственном и финансовом отношении".
Персонажи шаг за шагом предают то, во что они верили, совершают нравственное преступление, покупая все и новые и новые вещи, за которые им придется платить убийством. Сценически это очень выразительно передается через костюмы. Друг за другом персонажи (включая священника, бургомистра, жену и детей Илла) приобретают новые желтые ботинки. Чуть позднее на персонажах появляются странно разукрашенные броские желтые плащи. И по мере насыщения сцены желтым цветом, вызывающим ассоциации с блеском золота, герои все более уверяются в необходимости выполнить требование миллиардерши, которое они поначалу гордо отвергли.
Спектакль стал самой многолюдной постановкой "Колеса" за его историю. На сцене появляется более тридцати человек – практические вся труппа плюс несколько сотрудников театра, не имеющих отношения к актерской профессии.
Клара Цаханассьян в исполнении заслуженной артистки России Ольги Самарцевой напоминает восковую фигуру. Создается ощущение, что стремление к мести, которое жило в ней долгие годы, как и жизнь в борделях, а в дальнейшем - обладание большими миллионами, доставшимися от мужа, иссушили, омертвили ее душу. Не случайно у Дюрренматта нога и рука миллиардерши – всего лишь протезы, движущиеся с помощью шарниров. И когда она говорит: "Мир принадлежит мне", вслед за фразой: "Я теперь сама – сущий ад", становится страшно за этот мир. А в самом конце спектакля, когда "правосудие" совершено и бывший любовник Илл мертв, Клара меняется – сразу постаревшая, сгорбленная, одетая в траур, она уходит со сцены в никуда.
Главная актерская удача в спектакле - Сергей Максимов в роли Илла. Он психологически убедительно передает тот путь, который прошел его персонаж – от легкомысленного желания посодействовать обогащению города и стать бургомистром до животного страха быть убитым, а потом - и до готовности признать свою вину и принять наказание.
Впечатлило оформление сцены, созданное московским художником-сценографом Анатолием Шикулей и вызывающее ассоциации с древним Римом эпохи упадка. Впечатлила и та мера условности, которая выдержана в спектакле. Трактир, напоминающий полицейскую будку, торговая лавка в виде передвижной тележки, бургомистр, играющий на гармони, полицейский, превращающийся в косулю, тележка, изображающая автомобиль - все это вполне в стилистике Фридриха Дюрренматта.
Музыка и песни всемирно известной немецкой группы Rammstein придавали всему происходящему на сцене какое-то дьявольское, запредельное начало. Порою эта музыка передавала доходящее до безумия опьянение города в предчувствии близкого легкого обогащения. Кстати, все песни из репертуара группы артисты театра пели на немецком языке вживую.
Публика по достоинству оценила этот яркий и глубокий спектакль. После его завершения артистов долго не отпускали со сцены аплодисменты зрителей. А многие из них в антракте купили неподалеку "незапланированные" поначалу цветы и наградили ими актеров.
Следующий показ спектакля "Визит дамы" в театре "Колесо" запланирован на 31 января.
Последние комментарии
Молодцы, что скажешь!
Тема, поднятая в публикации Вадима Карасёва, касается, на самом деле, судьбы многих инновационных проектов в нашей стране, которые хоронятся под разговоры об их важности и патриотичности. Городской музейный комплекс «Наследие» (экомузей), как новая форма наследования, представляет в этом смысле типичную модель: вначале поддержка власти, общественное и профессиональное признание, работающий «макет», а затем—тупик вследствие интеллектуальной незрелости, неподготовленности мозгов, «жлобства» (по выражению председателя правительства РФ Д.Б. Медведева) административно-командного уровня». Этого с "Наследием" бы не было, если бы Программы развития культуры писались у нас не для того, чтобы их просто показывать, а чтобы претворять в жизнь. О завершении строительства Городского музейного комплекса на ул. Советской за счёт средств муниципального бюджета к 2016 году власти г. Тольятти бодро докладывали Губернатору ещё в 2011 году. Так, согласно Приложения 3.4 к Решению Думы г.о. Тольятти за 2009 г. «Мероприятия по развитию объектов капитального строительства местного значения в сфере культуры» (таблица 4, п 11): «Реконструкция и строительство Городского музейного комплекса «Наследие» (экомузей): 2011 год—завершение ремонтно-реставрационных работ по Дому Стариковых (ул. Советская, 39), 2012 – 2016 гг. – строительство дополнительных объектов комплекса и капитальный ремонт дома – музея (ул. Советская, 38)». Даже специальная брошюра была издана о новых объектах соцкультбыта в Тольятти. Все деньги в сметной документации были считаны-пересчитаны, все распределены строго по кодам и расходным статьям. Однако в том же, 2011 году, мэрия закрыла целевую программу «Развитие культуры Тольятти. 2011-2016 гг.», заменив её программой «Культура Тольятти. 2011-2018 гг», в которой строительство ГМК «Наследие» уже было отодвинуто на срок до 2018 года. Даже в Год культуры в отраслевой муниципальной программе "Культура Тольятти" средства, заложенные на благоустройство и строительство экспозиции, были секвестированы, так как "завершение ремонтно-реставрационных работ в доме Стариковых не входит в список первоочередных работ мэрии".