Ювелирные работы профессоров ТГУ, супругов Галины и Николая Шароновых, известны в десятках стран планеты. Дизайнерские изделия «от Шароновых» получили в качестве дипломатического дара и Михаил Горбачев, и супруги Ельцины, и Владимир Путин, и Ангела Меркель, и экс-президент США Ричард Никсон. А недавно тольяттинские мастера были удостоены престижной награды - ордена мемориального фонда Карла Фаберже.
Студенческий роман на всю жизнь
В раннем детстве Галина Шаронова хотела быть учителем. До тех пор, пока в возрасте десяти лет не увидела в питерском музее кружевную филигранную вазу.
"Я не могла поверить, что такое чудо могут сотворить человеческие руки, - вспоминает Галина. - Сразу увлеклась рисованием, меня интересовало все, что связано с художественным творчеством".
Родные и посоветовали ей поступать в Красносельское училище художественной обработки металла, единственное подобное учебное заведение в стране. Она отучилась два курса. А на третьем встретила будущего супруга.
"Я опаздывала на лекцию, неслась вверх по лестнице, - рассказывает Галина Шаронова. - Вдруг услышала, что за мной кто-то бежит. Я обернулась, мы встретились взглядами с этим тоже спешащим на занятие студентом и поняли, что это судьба. На ближайшей дискотеке, когда начался медленный танец, он, не дожидаясь, пока выключат свет, взял меня в охапку и больше не отпустил".
Николай поступил в училище, отслужив в воздушно-десантных войсках. Как и Галина, он не думал, что станет ювелиром, а потом и педагогом. Просто ему, как любому нормальному мужику, нравилось с металлом возиться, что-то чинить-мастерить .
"Дед у меня был на все руки мастер, - вспоминает Николай Шаронов. - Починить мог любую "железку". Может, мне от него такая страсть к металлу передалась".
Еще в студенчестве они начали работать над изготовлением дипломатических подарков. Один из них - кружевную филигранную вазу - делали специально к поездке Леонида Брежнева в США. Генсек вручил изделие красносельских студентов президенту Ричарду Никсону.
Выставка в кредит
В Тольятти Шароновы приехали по приглашению председателя горисполкома. Показали свои работы и стали работать в Художественном фонде.
"В советское время работать с драгоценными металлами было опасно, - говорит Галина Шаронова. - Мы решили, что хотим жить и спокойно заниматься творчеством. Сейчас время изменилось, наши ученики и выпускники используют в работе драгметаллы. А мы остались верны цветным ".
Это сейчас они - известные мастера, побывавшие в десятках стран с персональными выставками, а перед тем как впервые показать свои работы за границей (в Цюрихе), сильно волновались.
"У нас не было денег на выставку, - вспоминает Галина. - Взяли кредит. Рисковали, как никогда. Ведь в Швейцарии и без нас есть кому уникальные изделия ручной работы показывать. Приехали, оформили экспозицию. Начали приходить люди. Каково же было наше удивление, когда зрители стали по сотовым звонить знакомым, друзьям, звать их на нашу выставку. А мы тогда мобильников в глаза не видели!"
Шароновы в Цюрихе произвели фурор. Каждый вечер после выставки они ехали к кому-то с визитом. Руководители всемирно известной компании "Омега" сказали русским ювелирам: "Витрины наших магазинов открыты для вас".
"Но для "Омеги" нужно было делать украшения из драгметаллов, - говорит Галина. - Мы не стали изменять своим принципам".
Украшения "от мужа!
Их профессиональные принципы распространяются и на семейную жизнь.
"Супруга носит только украшения, сделанные мной, - улыбается Николай Шаронов. - А куда ей деваться?"
"Неправда! - с улыбкой возражает Галина. - Эти изделия нельзя сравнить ни с чем! Ведь их делает для меня не только муж, но и сын с дочкой (Диана Шаронова получала образование в Центральном колледже искусства и дизайна имени Святого Мартина в Лондоне и ТГУ (ювелирный дизайн), сейчас преподает в ТГУ, Станислав Шаронов окончил ТГУ (ювелирный дизайн). - Прим. ред.). Они хранят любовь, тепло самых любимых людей. Я помню первое украшение, которое сделал для меня супруг, - подвеску из мельхиора, в центре которой - летящий аист. Это одна из немногих вещей, созданных к определенной дате. Обычно мы дарим друг другу подарки без повода. Иногда на мой день рождения делаем подарок мужу. Творческие люди! У нас все наоборот".
"Зато любовь как у всех, - добавляет Николай Шаронов. - Супруга моя - самая обаятельная и красивая!".
В 45 лет (в 1998 году) они стали студентами педуниверситета, чтобы получить право преподавания. Защитили дипломы и в стенах Тольяттинского Лицея искусств создали ювелирное отделение. А в 2002-м открыли специализацию "художественный металл" (ювелирный дизайн) на кафедре декоративно-прикладного искусства, которая обозначилась как "Школа Шароновых" при ТГУ. Несмотря на юный возраст, она - одна из самых передовых в стране.
Последние комментарии
Молодцы, что скажешь!
Тема, поднятая в публикации Вадима Карасёва, касается, на самом деле, судьбы многих инновационных проектов в нашей стране, которые хоронятся под разговоры об их важности и патриотичности. Городской музейный комплекс «Наследие» (экомузей), как новая форма наследования, представляет в этом смысле типичную модель: вначале поддержка власти, общественное и профессиональное признание, работающий «макет», а затем—тупик вследствие интеллектуальной незрелости, неподготовленности мозгов, «жлобства» (по выражению председателя правительства РФ Д.Б. Медведева) административно-командного уровня». Этого с "Наследием" бы не было, если бы Программы развития культуры писались у нас не для того, чтобы их просто показывать, а чтобы претворять в жизнь. О завершении строительства Городского музейного комплекса на ул. Советской за счёт средств муниципального бюджета к 2016 году власти г. Тольятти бодро докладывали Губернатору ещё в 2011 году. Так, согласно Приложения 3.4 к Решению Думы г.о. Тольятти за 2009 г. «Мероприятия по развитию объектов капитального строительства местного значения в сфере культуры» (таблица 4, п 11): «Реконструкция и строительство Городского музейного комплекса «Наследие» (экомузей): 2011 год—завершение ремонтно-реставрационных работ по Дому Стариковых (ул. Советская, 39), 2012 – 2016 гг. – строительство дополнительных объектов комплекса и капитальный ремонт дома – музея (ул. Советская, 38)». Даже специальная брошюра была издана о новых объектах соцкультбыта в Тольятти. Все деньги в сметной документации были считаны-пересчитаны, все распределены строго по кодам и расходным статьям. Однако в том же, 2011 году, мэрия закрыла целевую программу «Развитие культуры Тольятти. 2011-2016 гг.», заменив её программой «Культура Тольятти. 2011-2018 гг», в которой строительство ГМК «Наследие» уже было отодвинуто на срок до 2018 года. Даже в Год культуры в отраслевой муниципальной программе "Культура Тольятти" средства, заложенные на благоустройство и строительство экспозиции, были секвестированы, так как "завершение ремонтно-реставрационных работ в доме Стариковых не входит в список первоочередных работ мэрии".