Фотографии старинного итальянского города Флоренции, сделанные в основном в 50-60-е годы, из необъятных архивов двух итальянских агентств путешествуют по России. Они уже побывали в Москве и Самаре, их ждут в Казани. Особенность тольяттинской экспозиции, открывшейся в четверг в местном художественном музее, в том, что ретроснимки здесь дополняются репортажными кадрами современной Флоренции, сделанными Анатолием Кинчаровым и Игорем Птицыным.
Истоки
Выставка «Флоренция: ностальгия и многое другое» была организована Почетным консульством Италии в Самарской области и Республике Татарстан, Поволжским Итальянским центром «Данте Алигьери» и Тольяттинским художественным музеем в рамках Года Италии в России.
Идея проведения выставки принадлежит известному фотожурналисту, музыканту, импресарио и переводчику Карло Визинтини, организовавшему несколько итальянских культурных проектов в России. Он задумал познакомить россиян с Флоренцией в фотографиях. Однажды Карло Визинтини приехал в этот город к своим старым друзьям: здесь он в прежние годы работал в газете фотокорреспондентом. И вот спустя много лет Карло отобрал наиболее интересные снимки, представляющие, на его взгляд, наиболее полный портрет и историю Флоренции второй половины XX столетия.
Откуда название выставки? Сам Карло Визинтини однажды сказал об этом так: «Ностальгия - это фотография, музыка, Россия, Италия… Ностальгия - это что-то, чего не хватает в душе…Ностальгия - это Флоренция, где я жил около сорока лет и где родились все мои мечты!»
Несколько месяцев назад Визинтини навестил своего давнего товарища, почетного консула Италии в Самаре и Республике Татарстан Джангуидо Бреддо, показал ему несколько снимков и предложил провести выставку в России. И Джангуидо Бреддо поддержал проект.
Основа экспозиции - фотографии из архивов двух самых известных фотоагентств Флоренции – Foto Torrini и Foto Frighi/New Press Photo.
Во время Второй мировой войны Джулио Торрини вышел на улицы Флоренции и фотоаппаратом Leica cнимал трагические моменты жизни города. После войны он снимал разрушенный город, а потом его восстановление. В 50-е годы фотография заняла достойное место в журналистике, и у Джулио Торрини появились последователи. Одним из них был его сын Брунеллеско, который влюбился в профессию отца и начал работать в его агентстве. В тот момент ему было всего пятнадцать. Много лет он проработал там – вплоть до своей гибели в автокатастрофе. Кстати, вместе с ним в фотоагентстве начинал работать и маэстро Визинтини.
Еще одно агентство, предоставившее снимки для выставки, - Fulvio Frighi - не менее знаменито. Оно было создано еще в 1957 году, и здесь накопился богатейший архив фотографий с летописью жизни Флоренции. Выйдя на международный уровень, агентство получило новое название – New Press Photo.
Тольятти не случайно стал одним из городов-участников проекта: он имеет давние культурные связи с Италией. В последние годы в Тольяттинском художественном музее, при поддержке Института итальянской культуры в Москве и с участием Почетного консула в Самарской области и Татарстане проходили выставки всемирно известных итальянских фотохудожников - Массимо Берсани, Стефано Бернардони, Джакомо Поцци-Беллини. А в Италии, в свою очередь, прошли выставки тольяттинских фотохудожников. Были там представлены и фотографии, сделанные Анатолием Кинчаровым во время его поездки в Италию.
В стилистике неореализма
Черно-белые снимки старой Флоренции, представленные на нынешней выставке, – как будто кадры из послевоенных фильмов великих итальянских неореалистов. По своей стилистике они напоминают игровые картины Витторио Де Сика и Роберто Росселини. Эти репортажные снимки передают аромат того времени, когда они были сделаны. Галдящие рынки, любительские велогонки с их суматохой, дети, идущие в школу, уличные ремесленники, байдарки и рыбаки на реке Арно… Молодые люди, танцующие твист в одном из клубов. Охотники на мотоциклах, возвращающиеся домой... Приехавший в город бродячий цирк со слоном… Забавный конкурс «Кто быстрее съест макароны» на празднике Святого Лоренцо... Коллективная стирка белья (раньше в нескольких местах города были специальные места для стирки). Все это запечатлено на старых снимках. А вот стадо, неожиданно появившееся на флорентийской улице, пастух ведет его прямиком через город, чтобы быстрее дойти до пастбища. При этом не скажешь, что город утопает в грязи. Вот любопытный снимок «Сбор мусора». Оказывается, флорентийские мусорщики поднимались даже на верхние этажи домов и забирали оттуда мусор от дверей каждой квартиры.
Одна из трагических страниц в жизни города. Наводнение во Флоренции. Чувства людей, спасающихся от стихийного бедствия и спасающих других, переданы так, будто зрители сами становятся невольными свидетелями этого буйства природы.
В жизни города много карнавальных моментов. Это особенно заметно на репортажных снимках с традиционных христианских праздников или костюмированных парадов на площади Синьория. А вот маски для одного из карнавальных парадов. Одна из масок удивительно напоминает лицо Никиты Хрущева.
Есть на снимках и знаковые фигуры итальянской культуры и истории. Режиссер Витторио Де Сика, культовая актриса Анита Экберг в момент бракосочетания. А вот Аль Бано и Ромина Пауэр на одном из своих первых концертов. Здесь же снимки, которые наверняка заинтересуют автомобилистов. Особенно тех, кто, несмотря ни на что, остается верен «Жигулям». 1954 год. На улице Флоренции – предшественник «Жигулей» Fiat Topolino («Микки Маус»). Первый итальянский народный автомобиль.
Отец Георгий и флорентийский футбол
Снимки тольяттинских фотографов вице-президента Тольяттинского Союза художников «Солярис» Анатолия Кинчарова и председателя попечительского совета Тольяттинского художественного музея Игоря Птицына сделаны в цвете. Особенно эффектно используется цвет на одной из фотографий Кинчарова. Город там дан общим планом и как будто погружен в сиреневое цветение. Цветовой колорит подчеркивает границу времен. Немало изменений произошло в городе. Но многое осталось прежним: узенькие улочки со старинными домами, башенками, фонарями, арками, изящными котами, экспансивными, эмоционально открытыми флорентийцами… Все это есть на снимках Игоря Птицына, напрямую перекликающихся с фотографиями итальянских фоторепортеров.
Удивителен и поэтичен город на снимках Анатолия Кинчарова. В июне этого года Анатолий четыре дня жил и работал во Флоренции. «В это время я делал репортажные снимки, которые сочетаются со снимками итальянских фоторепортеров 50-60-х годов, представленных на выставке. Я рад, что имел возможность прикоснуться к великому итальянскому фотоискусству прошлого века, - сказал Анатолий Кинчаров на открытии выставки. – Кстати, у Флоренции – давние связи с русским искусством. Можно вспомнить Петра Чайковского и Федора Достоевского, которые здесь жили и творили. Или Андрея Тарковского, который снимал в этом городе фильм «Ностальгия».
Анатолий Кинчаров представил циклы фотографий, связанные с двумя наиболее яркими впечатлениями от Флоренции. Первое впечатление – православный флорентийский храм и его настоятель отец Георгий, с которым Анатолий Кинчаров подружился. Одна из удивительных историй, которую услышал тольяттинский фотограф от настоятеля, была связана с колоколом на колокольне храма. Во время русско-японской войны колокол был на одном из русских кораблей, а после Октябрьской революции вместе с волной русской эмиграции попал в Италию.
Еще одно событие, которое оставило след в памяти и в фотоработах Кинчарова, - флорентийский футбол. Как оказалось, к футболу в привычном представлении он не имеет прямого отношения. Это театрализованное и достаточно жесткое зрелище, пользующееся у итальянцев огромной популярностью. Попасть на флорентийский футбол без предварительной аккредитации просто невозможно. Но к тольяттинскому фотографу организаторы зрелища отнеслись благосклонно, и он попал на стадион, находящийся в непосредственной близости от памятника Данте Алигьери. Но если костюмированный парад, предшествующий флорентийскому футболу, с его образами средневековых рыцарей вполне отвечал духу старой итальянской поэзии (парад и приготовления к нему – в серии фоторабот Кинчарова), то о самом футболе, пожалуй, этого не скажешь. Полуголые стриженые люди с мощными торсами, готовые в любой момент пуститься в драку, напоминали, скорее, гладиаторов Древнего Рима. Или итальянских мафиози, участвующих в разборках. По крайней мере, у одного из игроков Кинчаров заметил наколку «Моя жизнь – мафия». Флорентийский футбол, по впечатлениям тольяттинского фотографа, - это практически игра без правил. За время игры человек пять просто вынесли с поля – они уже не могли держаться на ногах.
Выставка продлится до 21 августа. В августе Анатолий Кинчаров собирается организовать в Тольятти фотоконкурс, победители которого получат возможность съездить в Италию на мастер-классы ведущих фотомастеров и затем представить там свои работы.
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
Молодцы, что скажешь!
Тема, поднятая в публикации Вадима Карасёва, касается, на самом деле, судьбы многих инновационных проектов в нашей стране, которые хоронятся под разговоры об их важности и патриотичности. Городской музейный комплекс «Наследие» (экомузей), как новая форма наследования, представляет в этом смысле типичную модель: вначале поддержка власти, общественное и профессиональное признание, работающий «макет», а затем—тупик вследствие интеллектуальной незрелости, неподготовленности мозгов, «жлобства» (по выражению председателя правительства РФ Д.Б. Медведева) административно-командного уровня». Этого с "Наследием" бы не было, если бы Программы развития культуры писались у нас не для того, чтобы их просто показывать, а чтобы претворять в жизнь. О завершении строительства Городского музейного комплекса на ул. Советской за счёт средств муниципального бюджета к 2016 году власти г. Тольятти бодро докладывали Губернатору ещё в 2011 году. Так, согласно Приложения 3.4 к Решению Думы г.о. Тольятти за 2009 г. «Мероприятия по развитию объектов капитального строительства местного значения в сфере культуры» (таблица 4, п 11): «Реконструкция и строительство Городского музейного комплекса «Наследие» (экомузей): 2011 год—завершение ремонтно-реставрационных работ по Дому Стариковых (ул. Советская, 39), 2012 – 2016 гг. – строительство дополнительных объектов комплекса и капитальный ремонт дома – музея (ул. Советская, 38)». Даже специальная брошюра была издана о новых объектах соцкультбыта в Тольятти. Все деньги в сметной документации были считаны-пересчитаны, все распределены строго по кодам и расходным статьям. Однако в том же, 2011 году, мэрия закрыла целевую программу «Развитие культуры Тольятти. 2011-2016 гг.», заменив её программой «Культура Тольятти. 2011-2018 гг», в которой строительство ГМК «Наследие» уже было отодвинуто на срок до 2018 года. Даже в Год культуры в отраслевой муниципальной программе "Культура Тольятти" средства, заложенные на благоустройство и строительство экспозиции, были секвестированы, так как "завершение ремонтно-реставрационных работ в доме Стариковых не входит в список первоочередных работ мэрии".