В начале 1960-х годов Ставрополь-на-Волге из провинциального городка стал превращаться в мощный индустриальный центр. Заводы большой химии меняли характер будущего Тольятти. Среди них - "КуйбышевАзот", одно из крупнейших химических предприятий не только в Тольятти, но и в стране.
Официальным днем рождения завода считается 23 августа 1966 года - день, когда на КуйбышевАзоте был получен первый аммиак и предприятие начало работать на собственном сырье по полному технологическому циклу. Однако еще почти за девять месяцев до этого рубежа произошло весьма знаковое событие, которое стало своеобразной точкой отсчета. 16 декабря 1965 года - в этот день Куйбышевский азотно-туковый завод (КАТЗ), как тогда именовалось предприятие, запустил свое первое технологическое подразделение - цех №5 по производству слабой азотной кислоты. Это сырье составляет основу одного из самых востребованных сельским хозяйством минеральных удобрений - аммиачной селитры, первую партию которой КАТЗ выпустит всего через 10 дней после пуска цеха №5.
"Комбинат плодородия"
К 1958 году в СССР в полный рост обозначилась проблема отставания по химической отрасли от экономик других ведущих мировых держав. При этом не менее важным был вопрос обеспечения растущего населения страны продовольствием, для чего в том числе требовалось повысить урожайность полей. Для решения этих и других задач на государственном уровне приняли программу по развитию химической промышленности. Начало 1960-х годов стало временем массового строительства химпредприятий по всей стране. В Ставрополе решено было разместить сразу три предприятия большой химии: Синтезкаучук, Куйбышевфосфор и Куйбышевский азотно-туковый завод. КАТЗ начали возводить в 1961 году, а уже на следующий год советское правительство включило его в список особо важных строек страны. Здесь планировали производить аммиачную селитру, карбамид, аммиачную воду - минеральные удобрения, в которых остро нуждалось тогда сельское хозяйство. В частности, из-за отсутствия удобрений сводилась на нет работа по освоению целинных земель: истощенная за несколько лет непрерывного использования почва платила низкими урожаями. Проблема стояла настолько серьезно, что строящиеся и вводимые в строй заводы по производству удобрений в советской прессе часто называли "комбинатами" или "фабриками плодородия".
Строительство КАТЗ - будущей "волжской фабрики плодородия" - было масштабным. В начале 1960-х здесь заложили сразу две трети объектов первой очереди завода. Василий Бучинев, советник ОАО "КуйбышевАзот", в недавнем прошлом заместитель главного инженера предприятия, это время помнит прекрасно. Он пришел на завод в 1964 году. За плечами были служба в армии и небольшой опыт работы на химическом комбинате в подмосковном Щекино. По тем временам немало. Людей с профильным дипломом, да еще и с опытом работы в "химии" не хватало. Так что уже спустя месяц молодого специалиста привлекли в комсомольский штаб по контролю за ходом строительства. "Мобильная группа составляла около 10 человек, - вспоминает Василий Васильевич. - За каждым были закреплены разные объекты строительства. Час-два в день мы уделяли тому, чтобы посмотреть, как идут работы, отследить недочеты".
В то время многое приходилось "выбивать" - от строительных материалов и до оборудования. Как члену штаба Бучиневу однажды поручили обеспечить поставку оборудования как раз для "первенца" КАТЗ - цеха №5. Оно изготавливалось на заводе в Белой Калитве Ростовской области. Предприятие выпускало очень специфическое оборудование, выполненное из высоколегированной стали. "Я должен был обеспечить его доставку. Заказал междугородный разговор, дозвонился до предприятия, объяснил ситуацию. - рассказывает Василий Васильевич. - В Белой Калитве оказались хорошие ребята, они довольно быстро приняли меры. Уже через несколько дней мне дали ответ: "Ваше оборудование ушло в работу". А спустя месяц-полтора оно было готово. Но это, скорее, исключение из правил. Обычно процесс затягивался на несколько месяцев".
1965 год был объявлен пусковым: к концу года нужно было сдать в эксплуатацию несколько первоочередных объектов предприятия. Цех №5 - прежде всего. В том же году КАТЗ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, что ускорило строительство. Одновременно шла комплектация кадрами. Понятное дело, большинство молодых людей, приехавших работать на завод, не имело образования - ни профильного, ни технического, поэтому прямо на предприятии в здании заводоуправления организовали вечернее училище. "Конечно, был недостаток опыта, - говорит Василий Бучинев, - причем у всех, не только у рабочих. Химическая промышленность лишь начинала развиваться. Только представьте: за несколько лет в стране появилось больше предприятий химии, чем за все предыдущее время. Естественно, специалистов не хватало".
"Рабочими были сплошь ребята после армии и девчонки из местных деревень, которые прошли короткий курс обучения, - вспоминает Анатолий Аркадьевич Огарков, советник ОАО "КуйбышевАзот", в недавнем прошлом главный инженер завода. - По большому счету, процесс работы и обучения шел одновременно. Все осваивали новую технологию. Тех, кто хоть что-то понимал в химии, направляли на самые сложные участки".
Первый пошел!
Цех №5 по производству слабой азотной кислоты был введен в строй 16 декабря 1965 года. Фактически это означало старт нового завода. В духе эпохи, немного пафосно, но очень трогательно о запуске цеха написано в книге "Город Тольятти": "В десять часов утра аппаратчики Раиса Ширяева и Олег Эткин зажгли горелки. Греются аппараты... Через некоторое время сообщили: слабая азотная кислота достигла крепости 49 процентов. Качество отличное, сырье для получения аммиачной селитры есть!"
Из сегодняшнего дня эта задача - достичь концентрации в 49 процентов - для химиков кажется технически простой. Но 50 лет назад она была сложной, поясняет Анатолий Огарков. Поэтому волновались все, и прежде всего первый начальник цеха Николай Александрович Кирсанов, руководивший его пуском. К вечеру того же дня были получены первые тонны слабой азотной кислоты. Это позволило спустя 10 дней запустить цех №3 и начать производство аммиачной селитры.
"Только подумать, уже полвека прошло... Какие-то детали стираются из памяти, но я помню, что к запуску цеха очень готовились, - вспоминает Анатолий Петрович Ломиворотов, трудившийся в цехе №5 более 35 лет. - Когда он произошел - волновались. Времени на радость тогда не оставалось. Запустили, отрапортовали о пуске - и опять за дело! Предстоял еще кропотливый процесс наладки и устранения недочетов, с которыми нам нужно было очень оперативно справиться. Работали в высоком темпе. Благодаря этому до Нового года установка уже набирала свои мощности".
Анатолий Павлович Мордашкин отработал в цехе 38 лет. Он приехал в Тольятти по комсомольской путевке. Днем работал на стройке, вечерами учился в профессионально-техническом училище при заводе. "Как только сдал экзамен, ушел со стройки и сразу же заступил электриком в цех №5, - рассказывает Анатолий Павлович. - Цех был большой, а мне, молодому специалисту, он казался просто огромным. Завод только строился, за этот год открылось много цехов, что-то еще достраивалось. Кругом кипела работа, вдобавок мы были начинающими специалистами, вникали в каждый процесс и старательно перенимали опыт старших товарищей и наставников. Момента пуска как такового в этой рабочей суматохе не почувствовали, но торжественную дату вспоминаем с теплотой".
Режим работы в пятом цехе был тяжелый. Выдерживали его не все. "Люди буквально не покидали цех. Фактически трудились без выходных. Конструкция и материал котлов поначалу были несовершенными, часто выходили из строя. Довольно долгое время существовала проблема с качеством используемой в производстве воды, что тоже провоцировало поломки", - говорит Анатолий Огарков.
Систему подготовки воды отладили в начале 1970-х. В тот период в цехе происходили почти революционные преобразования. Михаил Петрович Решетюк как раз в 1971 году пришел в цех. "Я застал второй очень важный виток его развития, - вспоминает он. - Тогда я был слесарем КИПиА 6-го разряда на монтаже управляющей машины УМ-1. Начиналась реконструкция: менялась система автоматизации, управления, устанавливались более мощные агрегаты, совершенствовалась система очистки выбросов. Благодаря новой системе очистки исчез "рыжий хвост" (или "лисий хвост", как иногда в профессиональной среде называют выбросы оксидов азота в атмосферу. - Прим. ред.), который был виден из города". Именно в цехе №5 первым на заводе была внедрена электронная система контроля и управления технологическими процессами на базе ЭВМ, за которую КуйбышевАзот получил позже почетный диплом на Выставке достижений народного хозяйства СССР.
Цех №5 и сегодня продолжает развиваться, модернизироваться. В наступающем году планируется запустить в работу новый агрегат УКЛ для увеличения выработки слабой азотной кислоты, а соответственно, и аммиачной селитры. К юбилею завода - самый правильный подарок!
Последние комментарии
А за границей как можно взять в аренду яхту? Большие планы на отпуск и морское путешествие в том числе.
Хоть в Казахстане приглянулись наши ВАЗ....