Николай Грищенко: «Работы непочатый край»

Николай Грищенко стоял у истоков создания региональной службы занятости. Он работал в ней с 1992 по 2009 годы, большую часть этого времени был руководителем. В каких условиях происходило формирование службы? Какие инструменты, применявшиеся тогда, остались актуальными сегодня? На эти и другие вопросы кандидат экономических наук, почетный работник Минтруда РФ Николай Грищенко ответил «Волжской коммуне».

Фото:

- Вы руководили службой занятости долгие годы. В каких условиях проходило ее формирование?
 - Все началось с принятия нормативных документов и положения об областном центре занятости. В первую очередь, необходимо было сформировать кадровый состав центра, создать материально-техническую базу. В то время существовал государственный фонд занятости, за счет которого финансировалась служба. Предприятия должны были платить в него отчисления от фонда оплаты труда, и, конечно, с этим возникали проблемы. Нам приходилось решать их самостоятельно. Деньги направлялись на выплату пособий гражданам, оставшимся без работы, на активную политику занятости, на содержание и развитие центров занятости. Главное, что с пониманием к нам относились главы муниципальных образований, руководство области. Для нас тогда само явление «безработица» было новым и необычным. Тогда еще не все понимали социальную значимость службы занятости.
 - Какие еще проблемы приходилось решать?
 Технологий работы тогда не было. Мы не могли пользоваться дореволюционными методами. Безработные не всегда понимали свой статус и чем им может помочь центр занятости. Мы сами отрабатывали технологию работы. В этот период благодаря федеральной службе занятости мы активно изучали зарубежный опыт. Самарская область была пионером. Мы первыми участвовали в проекте Европейского Союза «Тасис», в рамках которого создавались модельные центры занятости. Мы открыли весной 1995 года такой центр, осенью он появился в Москве. Нам удалось организовать стажировки специалистов в Ирландии, Германии, Словакии. Кроме того, к нам приезжали зарубежные специалисты изучать ситуацию, помогать выстраивать технологию работы.
 - На что была направлена тогда госполитика в сфере занятости и корректировалась ли она?
 - Конечно, все эти годы она следовала в русле развития экономики, социальной политики в стране. Это давало нам возможность вырабатывать программы. Сначала создали технологию, а дальше пошли по принципу разработки программ занятости. И боже упаси, если служба занятости превратится в Собес. Нельзя ограничиваться выплатой пособий. Такая служба не нужна. Все эти годы я говорил, что мы должны заниматься активной политикой занятости. Это — переобучение, временная работа, трудоустройство, переезд в другую местность. Для службы всегда были важны взаимоотношения с предприятиями. Если они выстроены, то работодатели предлагают вакансии, а служба помогает им подобрать хорошие кадры. Тогда руководители предприятий вместо того, чтобы размещать объявления на столбах, будут обращаться в службу занятости.
 Менялся ли облик безработного на ваших глазах?
 Всегда это была женщина до 40 лет. Может быть потому, что она менее социально защищена по целому ряду причин: и рождение детей, и вынужденные отпуска и многое другое. Сначала рабочие становились безработными, потом социальный и образовательный статус людей без работы стал повышаться. Появилась и молодежная безработица. До 40% молодежи в отдельных городах и районах не могли трудоустроиться. Для решения этой проблемы мы разработали программу стажировки на предприятиях «Первое рабочее место». Показатели были замечательные  до 65%-70% участников стажировок закреплялись на первых рабочих местах. Особое внимание обращали на выпускников школ. Это нонсенс, когда они приобретали статус безработного. Мы делали все возможное для того, чтобы после школы люди получили хоть какую-то профессию. Всегда проблемой была сельская безработица. Появляются новые технологии, уже не требуется столько специалистов. Единственный путь для сельчан - развитие личных подсобных хозяйств. В свое время я нашел человка, который разработал интенсивную методику выращивания овощей на приусадебных участках. Мы ее адаптировали в Самарской области. Проводили обучение в районах, помогали людям составить бизнес-планы. Сельчане применяли эту методику и им удавалось повысить урожайность выращиваемых культур. Так, урожайность картофеля составляла 350-400 килограммов с сотки. Единственной и до сих пор актуальной остается проблема сбыта такой продукции из ЛПХ.
 - Какие инструменты, применявшиеся службой занятости, остались актуальными?
 В первую очередь, изучение опыта. Мы организовывали обучение персонала центров занятости, проводили зональные тематические семинары в городах и районах, организовывали повышение квалификации в Москве. У нас всегда были хорошие контакты и с другими регионами, в том числе Приволжского федерального округа. Мы брали на вооружение опыт других и делились своим. И, конечно же, кадры решают все. Я очень рад, что мне удалось сформировать мощный работоспособный коллектив. Многие уже теперь не работают — на пенсии. Лидером много лет был Тольяттинский центр занятости и его директор Надежда Хитун. Я могу назвать и много других успешных руководителей, которые были в службе с начала основания, — Валентина Романова в Нефтегорске, Тамара Калманкина в Безенчуке, Татьяна Герасимова в Богатом, Любовь Чернышова в Похвистнево, Любовь Зарипова в Ставропольском районе, Надежда Кузнецова в Кошкинском и Елховском районах, Владимир Кузнецов в Шигонском районе, Вениамин Гусев в Новокуйбышевске.
 - Расскажите о направлениях деятельности службы, которые всегда были востребованы у населения?
 Приоритеты работы службы занятости - профессиональное обучение, стажировки молодежи, временная занятость, развитие общественных работ. Мы и многими несвойственными нам вопросами занимались. Такими, например, как выплата пособий участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, подбор мест для альтернативной гражданской службы. Кроме того, мы работали с ГУФСИН. В колониях работали психологи и юристы, отбывшим свой срок гражданам предлагались вакансии. Людям с ограниченными возможностями здоровья уделялось особое внимание. В области был принят закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. Он действует до сих пор. Хотя не все предприятия руководствуются в первую очередь социальной составляющей вопроса, большинство - экономической.
 - Какие достижения службы вы считаете наиболее значимыми?
 - Это и кадровый состав службы, ответственный директорский корпус, хорошая материально-техническая база. Мы оснастили центры занятости техникой, разработали компьютерные программы автоматизации и учета. Служба занятости завоевала авторитет на уровне губернатора, депутатов губернской думы, глав администраций городов и районов. Главы муниципалитетов активно работали с руководителями центрами занятости. Я всегда говорил директорам центров, что они должны работать на интересы тех людей, которые проживают на той территории, где они работают. Особо я бы выделил бывшего главу Нефтегорского района Сергея Афанасьева, главу Похвистнево Владимира Филипенко, бывшего главу Челно-Вершинского района Ивана Евдокимова. Можно еще десятки фамилий назвать. Служба занятости пользовалась авторитетом международного уровня. Я участвовал в Европейском Конгрессе по занятости, где были представлены столицы европейских стран - Париж, Лондон, Прага, Берлин. Были приглашены представители Москвы и Самары. Мне удалось выступить на секции, и на второй день конгресса мне предложили выступить на пленарном заседании. Я выступал на международных семинарах в Швеции, США, участвовал во встрече с представителями Конгресса в Сент-Луисе. Кроме того, молодые предприниматели региона трижды участвовали в стажировках в США по програме «Партнерство. Бизнес для России».
 - Каковы перспективы региональной службы занятости?
 Когда мы организовывали службу, то думали, что это ненадолго. Сейчас я понимаю, что это явление широко присуще экономикам всех стран. И это надолго. В перспективе нужно совершенствовать методики, программы. Главное, чтобы они не носили декларативный и формальный характер. Что касается совершенствования деятельности службы, то тут работы непочатый край. Тенденции развития рынка труда меняются. И постоянно на них нужно реагировать. Мне хотелось бы поздравить с юбилеем коллектив региональной службы занятости.

«Ярмарки вакансий» - действенный инструмент службы занятости

 

Источник: www.vkonline.ru

Туристский информационный центр решил выяснить, что жители Самарской области думают о туристической привлекательности нашего региона. Приглашаем к участию в опросе.

Что поможет привлекать гораздо больше туристов в Самарскую область?

архив опросов

Последние комментарии

Наталья . 03 июля 2023 13:53 В мэрии Тольятти открыли круглосуточную телефонную "горячую линию" для обращений по работе общественного транспорта

Здравствуйте))) сегодня просидела на остановке АВТОВАЗа между 24 и 6 КПП в сторону города с 17:16 до 17:48. За это время два автобуса #23 проехали МИМО, даже не притормозив. А транспорта с #126/326 не было ни одного экземпляра...

любовь белякова(седакова) 12 мая 2018 11:39 В Тольятти утвердили дачные маршруты и цены на льготный проезд

12.05.18. Я с внуком ехала на дачном автобусе Кириловка- Парк Хаус. За проезд с меня(пенсионер) взяли 31р, с внука учащегося(справка,карта) взяли72р. Правильно ли это????

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1