Петр Шмондин: "Было обидно и стыдно не успеть на войну"

Фото:

Он заслуженно считается самым деятельным в Тольятти участником Великой Отечественной. Каждый житель 14 квартала Автозаводского района, по меньшей мере, слышал о своем заслуженном соседе, а многие знают его лично. Каждый день 89-летнего ветерана Великой Отечественной войны, тольяттинца Петра Павловича Шмондина расписан буквально по часам.

Поставил памятник

Утром того для, когда мы встретились с Петром Павловичем, он спешил в школу №32. Там запланировали урок памяти, который вместо отведенного часа растянулся почти на два - так много вопросов, связанных с хроникой военных лет, дети подготовили ветерану. Затем - в совет ветеранов 14 квартала. Шмондин бессменно возглавляет эту организацию и должен подписать несколько обращений в городские инстанции. После обеда его уже ждали в школе №70, она стоит во дворе дома, где живет Петр Павлович. А вечером - торжественный концерт для бывших малолетних узников концлагерей и тружеников тыла. Шмондина попросили выступить перед участниками мероприятия с поздравительным словом...
Сотни людей, незнакомых с ним, ежедневно проходят мимо памятника "Доблестным защитникам Родины", который по инициативе Петра Павловича установили в сквере. Огромный мраморный камень привезли в город издалека и торжественно поставили десять лет назад, в канун 60-летия Победы.
"Главная магистраль 14 квартала названа в честь 40-летнего юбилея Победы, - рассказывает он. - И меня всегда удивляло, почему здесь нет памятного уголка. Признаюсь, думал, это последнее, что я успею сделать в жизни для сохранения памяти о Великой Отечественной, и как-то не рассчитывал протянуть до грядущей юбилейной даты. Пока мраморную глыбу везли сюда, то очень переживал, что не успеем к 9 Мая. Но, к счастью, люди, согласившиеся мне помочь, сделали всю работу точно в срок".

Японцы - стойкие воины

На войну 17-летний Шмондин тоже боялся не успеть. На пути к фронту судьба неоднократно чинила ему препятствия, давая тем самым понять, что ничего хорошего его там не ждет. Впервые порог военкомата он переступил в 1941 году, в возрасте 15 лет. Как и многие в ту пору, парень подправил дату рождения, накинув себе немного годков. Но подлог быстро раскрылся, и Шмондина вернули в тыл.

Призвали только в октябре 1943-го и посадили в вагон-теплушку, который сразу же ушел в самое пекло - на Курскую дугу. На подступах к линии огня их эшелон разбомбили фашисты. Большинство солдат погибло на месте, так и не получив возможность "навалять фрицу", о чем ребята мечтали все дни, проведенные в дороге. Петр Павлович остался жив и даже сильно не пострадал, отделался легким испугом.

"Так я не успел на войну во второй раз, - рассказывает ветеран. - Помню, было очень обидно и стыдно. Но вскоре нас, выживших после той бомбежки, собрали в одну группу и перебросили на Дальний Восток. Профессиональные воинские подразделения боролись с фашистами на западном крае, в европейской части Советского Союза и непосредственно в Европе. Восточные же границы страны были фактически оголены, поэтому нам и поставили задачу - защитить рубежи Родины от японцев".

По воспоминаниям Петра Павловича, с ними выдались тяжелые сражения: "У японцев совсем другая воинская культура. Каждый из них, в отличие от наших солдат, точно знал - с фронта он живым не вернется. Либо погибнет от вражеской пули, либо покончит жизнь самоубийством, если его возьмут в кольцо или возникнет угроза плена".

Во время очередного боя разведгруппа Шмондина получила приказ любой ценой взять "языка", чтобы узнать, где именно японцы планируют ударить в первую очередь. Затаившись в кустах, Петр Павлович дождался, когда у японца закончатся патроны и тот направится в окоп, где был оборудован оружейный склад. Выбрав подходящую минуту, разведчик кинулся к врагу через небольшой луг.

"Кругом открытое пространство, и японец меня увидел еще издалека, -  ветеран помнит все детали тех событий. - Я знал, что у него нет патронов, и по логике он должен дать деру. Заранее прикинул, что буду стрелять по ногам, а потом возьму в плен и оттащу к нашим. Но попытка провалилась - японец обыграл меня тактически. Как? Достал из пояса короткий меч и сделал себе харакири. Поначалу мы даже опешили, потому что дико видеть подобное. Это было мое сильнейшее впечатление первых месяцев войны с Японией. Кто ж знал, что их так с детства воспитывают. Японцы - очень стойкие воины. Однажды мы брали укрепрайон, который враг окружил смотровыми вышками с пулеметчиками. Одного из них в ходе боя удалось подстрелить. И когда поднялись на вражескую огневую позицию, то увидели, что он был прикован цепью полу вышки. Представляете?! Именно так с ними поступали командиры, оставляли по сути небольшой выбор - либо отразить атаку и остаться в живых, либо погибнуть на месте, без права отступления".

Благодарность от Сталина

Противник регулярно пересекал границу, но не мощным кулаком техники и солдат, а поодиночке, используя партизанские методы. В ответ на любое движение в приграничной полосе автоматически поднималась вся застава. После очередной японской диверсии Петра Павловича в обнимку с пулеметом отправили прикрывать подходы к берегу речки Черная. Японцы заметили нашего бойца и попытались забросать его позицию снарядами. Один из них достиг цели и разорвался в трех метрах от Шмондина. В результате взрыва солдат получил ранение в голову и тяжелую контузию.

"Очнулся уже в госпитале, меня зашили, дали отлежаться, - вспоминает он. - Но оставаться на койке не хотелось, ежедневно рвался к своим. После очередной неудачной попытки бегства врач мне сказал: "Хорошо, отпущу тебя на фронт, но с условием, что будешь регулярно приходить на перевязку". На том и порешили. Ну, вскоре и война закончилась. Часть, в которой я нес службу, перебросили из Читинской области во Владивосток. Так из разведчиков и пулеметчиков неожиданно попал в морскую пехоту. Уже на новом месте получил медали "За заслуги перед морской пехотой" первой, второй и третей степени".

Медали на груди ветерана - не все поощрения в его фронтовой копилке. В архиве министерства обороны РФ хранится приказ №372 от 23 августа 1945 года, где верховный главнокомандующий Иосиф Сталин выражает Петру Павловичу личную благодарность за доблесть и отвагу, проявленные на восточных рубежах Советского Союза.

"Но даже такая высокая похвала сейчас, спустя 70 лет после страшных событий Великой Отечественной, перестала быть главной, - признается Шмондин. - Настоящую награду получаю именно в эти дни. Судите сами: дожил до большого юбилея, все еще на ногах, имею возможность сохранить память обо всех, кто не вернулся с войны домой. Наша семья была многодетная - 12 человек. Три брата навсегда остались на поле боя, а до юбилейной весны 2015-го дотянул только я. На собственном примере каждый день объясняю нынешней молодежи, насколько страшной бывает война и как важно не допустить ее повторения. Надеюсь, мои слова останутся у ребят в голове, потому что мир на нашей земле, а он, как известно, очень хрупок, сегодня в их руках".

Последние комментарии

Наталья . 03 июля 2023 13:53 В мэрии Тольятти открыли круглосуточную телефонную "горячую линию" для обращений по работе общественного транспорта

Здравствуйте))) сегодня просидела на остановке АВТОВАЗа между 24 и 6 КПП в сторону города с 17:16 до 17:48. За это время два автобуса #23 проехали МИМО, даже не притормозив. А транспорта с #126/326 не было ни одного экземпляра...

Дмитрий Лакоценин 28 сентября 2022 12:37 Тольяттинский краеведческий музей выиграл грант фонда Владимира Потанина

Молодцы, что скажешь!

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3