Одним из самых опасных мест для зимней рыбалки считается широкая протока за Жигулевской ГЭС, часть которой не замерзает из-за сброса воды с турбин. А в конце кишащей рыбой полыньи до весны плавает гигантская льдина. Рыбаки лезут на нее пачками. Спасатели же регулярно снимают их на берег, а правоохранители - штрафуют. «Репортеру» удильщики со всей ответственностью грозно заявили: «Ловили там и будем ловить!»
Клевое место
В простонародье это место называют Сливная. С левой стороны по течению оно ограничено полуостровом Копылово, который относится к Комсомольскому району Тольятти. Правый берег – это уже Жигулевск. Вода поступает в протоку через ГЭС. Рыбачить там запрещено.
- Там всегда сильное течение, - говорит начальник поисково-спасательной станции МУ «Центр гражданской защиты Тольятти» Андрей Дербенев. - И вода примерно на расстоянии одного километра от ГЭС льдом не покрывается. Рыбы в этой гигантской полынье всегда полно - вода там насыщена кислородом. А после открытой воды начинается «нестабильное», как мы его называем, ледовое поле. Это большая льдина, площадью несколько квадратных километров, которая, собственно, является отколовшейся частью ледяного покрытия реки.
По словам Дербенева, когда сброс воды с ГЭС небольшой (как правило, это бывает ночью), льдина примерзает к основному ледяному полю и к берегу полуострова Копылово - ее туда прибивает течение. И утром на нее скопом заходят рыбаки. Днем, когда сброс воды с ГЭС умеренный, льдина не трогается с места. Но примерно к 6 часам вечера потребление электроэнергии увеличивается, гидроагрегаты на ГЭС начинают работать активнее, сброс воды усиливается. Итог - огромную льдину с десятками рыбаков течением отрывает от берега. И она дрейфует от полуострова до берега Жигулевска и обратно. При этом расстояние от кромки льдины до противоположного берега примерно 200 метров.
К машинам — на лодке
- Но такое «путешествие» рыбаков не пугает, - продолжает Дербенев. - Они сидят себе спокойно и ловят рыбу.
По словам спасателя, когда льдина пристает к Жигулевску, рыбаки, оставившие свои машины на тольяттинском берегу, начинают звонить в чрезвычайные службы. Хотя они вполне могут сойти с льдины в Жигулевске и пройти несколько километров по плотине к своим машинам. Но зачем топать пешком, если можно вызвать спасателей? Ведь они отвезут их на лодках к машинам...
- Бывают случаи, когда рыбаки выходят зимой на лодках на открытую полынью возле ГЭС, - говорит Андрей Дербенев, - Там тоже запрещено рыбачить. Двигатели у многих импортные, но и они замерзают. А эти «смельчаки» не берут с собой ни спасательные жилеты, ни весла. Когда движок «умирает», течение прибивает их лодки к большой льдине. От нее в процессе дрейфа откалываются куски длиной по 10-20 метров. Эти многотонные глыбы зажимают лодки и начинают их давить.
Замерз насмерть в воде
И все же рыбаки гибнут там довольно редко – примерно раз в два года. Сторожил-спасатель Андрей Дербенев вспомнил два трагических случая.
- Однажды человек провалился в ледяную кашу между дрейфующей льдиной и берегом, - вспоминает Андрей. - И утонул. В другой раз погиб пенсионер. Он провалился по пояс на тонком льду и удерживался на поверхности, но вылезти не мог, так как лед ломался. Рыбаки вместо того, чтобы вызвать спасателей, 20 минут безрезультатно пытались вытащить его сами. Мы быстро приехали, добрались до пострадавшего, но прошло уже около 40 минут. Мужчина просто до смерти замерз по пояс в воде.
В среднем крупные операции по снятию рыбаков с дрейфующей льдины, по словам Дербенева, проводятся 2–3 раза в месяц. И дабы изменить эту статистику, правоохранители и спасатели организуют в районе полуострова совместные профилактические рейды.
Поскольку рыбалка возле ГЭС запрещена, милиционеры составляют на рыбаков протоколы об адмнистративной ответственности. Штраф - от 1000 рублей. Еще «подледников» привлекают к ответственности за «несоблюдение правил выхода на ледяное покрытие водоемов» (штраф - 300 рублей).
«Мне водки не надо — дайте удочку»
Прибыв вместе спасателями и сотрудниками линейного отделения милиции в речном порту Тольятти на берег полуострова Копылово, мы обнаружили лишь два автомобиля, в которых сидели мужики, одетые в рыбацкую амуницию. Видимо, колонна спецмашин спугнула их, и они не полезли на льдины.
«Репортеру» тольяттинцы признались, что ловят рыбу в этом месте давно и «вешать удочку на гвоздь» не собираются. Один из них, представившийся Иваном Сергеевичем, сказал, что с утра до обеда тут можно наловить килограмм пять окуньков с судачками.
- А для меня пенсионера это большое подспорье, так как денег ни на что не хватает, - мотивировал он свое упрямство.
Иван Сергеевич также признался, что за зиму обязательно пару раз проваливается в воду, но пока все обходилось.
- Рыбачить я не брошу, - говорит он. - Для меня это - жизнь. И водки никакой не надо.
...На следующий после рейда, 12 февраля, около дамбы в районе водозабора ГЭС утонул рыбак. Вызов спасателям поступил слишком поздно — другие «подледники» пытались вытянуть его из воды самостоятельно.
Это важно!
Что делать, если провалился под лед?
Совет любителям подледного лова от начальника поисково-спасательной станции МУ «Центр гражданской защиты Тольятти» Андрея Дербенева – как подстраховать себя от гибели при провале в полынью.
- Типичным для рыбаков нарушением личной безопасности является переноска рюкзака за спиной на двух лямках. Провал в полынью с одетым таким образом рюкзаком - почти верная гарантия гибели, так как снять ношу в воде в промокшей зимней одежде невозможно. Рюкзак просто утянет человека на дно. Поэтому при движении по льду его нужно нести на одной лямке, чтобы сбросить в любой момент. Рыбакам нужно помнить, что зимой человек может продержаться в воде примерно 15 минут. Потом он просто замерзает. Поэтому если кто-то из рыбаков увидел человека провалившегося в полынью, нужно сразу вызвать спасателей.
Источник: www.reporter63.ru
Последние комментарии
85 тысяч рублей за трехлетние неприятности? Наше государство как и прежде считает нас ничтожествами. Оно существует ради самого себя в первую и единственную очередь. Население для него обуза и помеха.
Кто-то явно чего-то не договаривает. Думаю одна что-то сказала, другой завёлся поняв, что денег не будет.