Игорь Антонов: "Воспитать водителя гораздо проще, чем пешехода"

Фото:

Для повышения безопасности на дорогах губернии за последние десять лет Госавтоинспекция Самарской области сделала немало. Изменился и состав ведомства: все чаще сюда приходят служить молодые специалисты. Но, тем не менее, проблемы аварийности и безответственного отношения людей к своей жизни в регионе все так же актуальны. О "болевых точках" и важнейших задачах дорожных инспекторов рассказал начальник УГИБДД по Самарской области Игорь Антонов.

- Расскажите о ситуации на дорогах губернии. За последние годы произошли изменения к лучшему?
- За последние шесть лет в Самарской области был только один год, который совпал с ростом аварийности - это 2012-й. Уровень безопасности движения на дорогах возрос, но не кардинально. Главное, что людей в авариях погибает меньше, чем раньше, а это основной показатель. Например, в течение пяти месяцев этого года автокатастрофы унесли жизни 148 человек. Если обратиться к сухим цифрам, то в аналогичном периоде 2013 года это число было на 12,4% выше.

Можно также отметить значительное снижение ДТП с участием нетрезвых водителей - в том числе это произошло и благодаря ужесточению административной ответственности. Та же ситуация и с авариями, виновники которых - водители общественного транспорта, и с ДТП на пешеходных переходах. То есть общая тенденция положительная. Связано это с целым рядом государственных программ и ужесточением наказаний по некоторым статьям КоАП.
- Летом в крупных городах появляется все больше поклонников мототранспорта. Среди них высокий уровень аварийности?
- Нам удалось незначительно сократить число таких аварий, но все равно это главный бич в весенне-летний период. В последние годы мотоциклы, мопеды и скутеры получили серьезное развитие, поскольку они помогают быстрее двигаться в заторах. Учитывая, что у большинства водителей нет устойчивых навыков вождения транспорта, который может разогнаться до 100 км/ч за три секунды, аварии происходят всегда очень серьезные.
Здесь существует целый комплекс проблем. Во-первых, автошколы не способны подготовить профессионального водителя за те минимальные часы, которые отведены для вождения. Хорошо, что сейчас вводятся подкатегории. Мы ждем федеральных программ, по которым будет происходить обучение. Но даже если водитель получил права, это не значит, что он способен управиться с мощным мотоциклом. Во-вторых, большинство ДТП происходит с водителями, у которых нет прав, экипировки или они едут на незарегистрированном транспорте. То есть сразу видно, что человек купил себе игрушку для развлечения. Но тогда о какой безопасности может идти речь?
Плюс к этому у мотоцикла большая скорость движения, его не всегда видно в зеркале заднего вида и автомобилист может перестроиться, не заметив байкера. И потом, часто причиной автокатастроф становится умышленное нарушение правил дорожного движения. Поэтому мы стараемся воспитать в водителях и пешеходах стереотип законопослушного поведения, что невозможно, пока не сформировано уважение к закону в целом. Но пока этот стереотип у многих водителей отсутствует или слабо развит. Кстати, это болезнь всего общества, и не только в России. Долгое время вопросам безопасности дорожного движения уделялось очень мало внимания. Говорить об этом начали только в последние 12-14 лет.
- Насколько эффективна, с вашей точки зрения, работа Центра автоматической фиксации нарушений?
- Очень эффективна, это самый серьезный фактор сдерживания аварийности. Центр появился в Самарской области в 2011 году. По сути, в первое время шло его становление, но уже в последующие два года мы начали активную работу: по итогам 2013 года по количеству вынесенных постановлений на нарушителей скоростного режима мы находились на шестом месте в России. При этом Самара – далеко не первый город, в котором появился такой Центр. Первопроходцами стали Казань, Пермь, Краснодарский край.
Самые большие изменения нас ждут впереди, потому что в этом году на развитие системы выделено рекордное количество средств – 123 миллиона рублей. Сейчас российские компании очень активно работают в этой области и нам поступают очень интересные предложения. Например, есть установки, фиксирующие превышение скорости на участке протяженностью несколько километров. В Самаре уже есть такие камеры, но пока это пилотный проект и он проходит "обкатку". Мы считаем, что это эффективный комплекс, он заставляет водителя держать среднюю скорость, установленную ПДД. Кстати, новые системы не только позволяют за 2-3 месяца работы убрать очаг аварийности, но и ужесточают контроль за нарушителями без вмешательства сотрудников ДПС. С учетом произошедшего сокращения личного состава, это хорошее подспорье в работе.
К тому же в большинстве случаев и для преобладающего большинства водителей каждое общение с инспектором – это определенный стресс, вызывающий негативные эмоции. Происходит так по одной простой причине – сотрудник ГИБДД воспринимается как представитель власти, призванный карать, хотя функцией Госавтоинспекции предусмотрены, в первую очередь, предупреждение и профилактика. В случае с системами видеофиксации мы этот негатив убираем, но принцип неотвратимости наказания за нарушение выполняется. Поэтому за подобными комплексами будущее. Я надеюсь, что с помощью правительства Самарской области мы сможем изменить ситуацию в лучшую сторону на дорогах региона.
- А какие сейчас используются системы и какими возможностями они обладают?
- У каждой установки есть свои преимущества и недостатки. Сейчас в Самаре и Тольятти активно используются мобильные комплексы "Арена" - это камеры на треногах, измеряющие скорость движения автомобилей, но с небольшим покрытием полос. Они дешевле, позволяют часто менять их расположение и не требуют отдельного подвода питания и оптоволоконной связи. Грубо говоря, все правонарушения записываются на флешку, а потом эти данные передаются в Центр. На следующие сутки уже выносятся постановления. Вторые комплексы – стационарные камеры австрийского производства, так называемый Robot. Они могут регистрировать нарушения с широким захватом, то есть до 5-6 полос одновременно, и с высокой степенью распознавания по госномеру. Есть и стационарные комплексы "Арена", но они установлены уже шесть лет назад, поэтому морально и технически устарели. В ближайшее время будет производиться их замена.
- Получается, что в будущем техника сможет полностью заменить человека?
- Нет, в каждом очаге аварийности, которых по всей области тысячи, поставить такую систему невозможно. Тем более с учетом ее немалой стоимости. Поэтому они предназначены для крупных городов, а на внегородских дорогах эта мера малоэффективна.
Полностью заменить патрули камерами мы не можем, поскольку есть ряд нарушений, которые не регистрируются на фото и видео. В частности, это управление транспортом в нетрезвом состоянии, неиспользование детских удерживающих средств, тонировка, нарушения, связанные с технической эксплуатацией транспорта. И потом, в крупных городах очень часто требуется регулировка движения с помощью сотрудников ГИБДД. На инспекторах - и оформление ДТП, что занимает львиную долю времени. Поэтому полностью автоматизировать эту работу невозможно.
- Есть распространенное заблуждение, что правила дорожного движения придумали только для водителей, а у пешеходов никаких обязанностей нет...
- Действительно, воспитать водителя намного проще, чем пешехода. Водитель учится, получает права, осознает, что несет ответственность. Автовладелец более уязвим перед законом, чем пешеход, чьи действия регламентируют одна-две статьи ПДД. Да и штрафы по ним минимальные - 200 рублей. С этой проблемой столкнулись даже те страны, где уровень аварийности невысок.

За последние несколько лет удалось добиться, чтобы водители стали пропускать пешеходов на нерегулируемых "зебрах". Но сами пешеходы о своих обязанностях забыли. У них возникла привычка, что его пропустят в любом случае, где бы он ни шел. Поэтому человек переходит дорогу где хочет, а если идет по "зебре", то совершенно не смотрит по сторонам.

Недавно у меня была жалоба от 28-летней женщины, которую инспектор оштрафовал за переход дороги вместе с ребенком в неположенном месте. Так вот она пишет, что несколько лет переходила там дорогу и все было хорошо. А в этот раз сотрудник ГИБДД задержал ее, испортил настроение, оштрафовал на 200 рублей. При этом она так и не поняла, что сделала не так.
- А кто чаще всего оказывается "невоспитанным" пешеходом?
- Особенно остро эта проблема стоит с пожилыми людьми и детьми. В силу отсутствия жизненного опыта и особенностей организма ребенок очень уязвим на дороге. Мы столкнулись с тем, что учителя, которые должны знать физиологию ребенка, о некоторых моментах и не подозревают.

Например, у ребенка долгое время работает только туннельное зрение. То есть, выбегая на дорогу, он видит только то, что впереди. Поэтому если он не посмотрит вправо и влево, то просто не увидит машину. И чем младше ребенок, тем зрительный туннель у него уже. К сожалению, многие преподаватели ничего об этом не знают. И здесь мы подходим ко второму моменту этой проблемы: ПДД преподаются учителями ОБЖ, многие из которых слабо представляют себе, что такое дорожное движение, не являются водителями и, как следствие, не обладают специальными познаниями. Поэтому мы составляем для них методические рекомендации. Практика показывает, что благодаря этому ситуация постепенно улучшается.
- Как же правильно объяснять детям, что такое хорошо, а что такое плохо на дороге?
- Мы считаем, что лучше всего обучать детей на практике, в ходе игры. Для нас больная тема — это детские автогородки. Самарская область - чуть ли не единственный регион, в котором такого городка, открытого для общего пользования, нет. При этом в крупных городах есть по несколько автогородков, а мы сейчас боремся за создание хотя бы одного в Самаре.

Надеемся, что в этом году его наконец-то построят в парке Гагарина, и дети в рамках классных часов и уроков ОБЖ смогут ездить на электромобилях и велосипедах по уменьшенной версии городских дорог, со знаками, светофорами, пешеходными переходами. Несколько лет назад на День защиты детей мы выставляли такой городок на площади Куйбышева, так там собралась огромная очередь! В какой-то момент даже пришлось перестать подробно объяснять значение знаков, чтобы все дети успели попробовать. Интересно, но девочки интересовались игрой во взрослых водителей не меньше мальчиков.
- А с какими детьми сложнее всего работать?
- У нас есть подшефное образовательное учреждение "Коррекционная школа-интернат №111", где учатся детки с совершенно разным уровнем знаний. Мы проводим там занятия по мере возможности детей, потому что им нельзя долго напрягаться. Первое время было сложно, мы были в растерянности, но потом постепенно подстроились. Самое главное, что у этих ребят все эмоции абсолютно искренние. На всех наших мероприятиях от них всегда очень позитивный отклик.
- Думаю, в авариях с участием детей виноваты не только они сами, но и родители.
- Да, по недосмотру малыши часто попадают под машину. Причем происходит это подчас прямо на глазах у мамы, которая сидит у подъезда, а ее ребенок играет на дороге. Но здесь проблема связана еще и с градостроительной ситуацией в Самаре. Точечная застройка, отсутствие зоны безопасности во дворах и парковочных мест, проектирование микрорайонов без учета транспортного обеспечения с ориентировкой на СНиП 1985 года, которые давно устарели...

К тому же из-за ситуаций с пробками водители начинают растаскивать блоки во дворах, чтобы объехать затор. Я уже лет 10 говорю, что каждый год нужно было строить хотя бы по одной двухуровневой развязке. В результате сейчас мы подошли к критической грани, когда при закрытии участка магистральной улицы в Самаре начинается транспортный коллапс.
- А как вы решаете эту проблему с пенсионерами, которые постоянно перебегают дорогу не глядя, выставив вперед руку или палочку?
- А когда их задерживает инспектор ДПС, начинают ругаться, пытаться ударить его сумкой... Здесь инспектор должен действовать очень осторожно. Эту проблему надо решать на федеральном уровне, потому что пожилые люди часто смотрят телевизор и верят тому, что там говорят.

Нужна массированная социальная реклама, направленная именно на эту категорию населения. К тому же мы активно работаем с различными религиозными конфессиями. Священнослужители часто в своих проповедях и речах поднимают вопросы безопасности дорожного движения. Среди прихожан очень много пожилых людей, и если батюшка сказал, что переходить дорогу надо только по пешеходным переходам и на зеленый свет, значит, скорее всего они так и сделают в следующий раз.
- Легко ли вашему ведомству далась организация сопровождения олимпийского огня?
- К счастью, примерно за четыре месяца до дня "икс" была проведена большая работа, и потому Самара справилась на "пять". Владельцы автомобилей прислушались к нашим рекомендациям и оставили машины дома. Поэтому передвигаться по городу было очень легко.

В Тольятти было чуть-чуть посложнее, поскольку подготовка была менее массированной, да и погода немного подвела — в течение полутора часов шел сильный снегопад. В целом, жители этих городов вели себя цивилизованно, хотя были и те, кто пытался бросаться к людям с олимпийским огнем в руках, чтобы потрогать факел, сфотографироваться с ним. Но я ожидал, что будет больше проблем. Это мероприятие после себя оставило чувство удовлетворения своей работой.
- Можно ли сказать, что в ГИБДД сейчас работает в основном "старая гвардия"?
- Не совсем: к нам на работу устраивается очень много молодых мужчин и женщин, даже среди руководителей остается все меньше представителей "старой гвардии". Личный состав за последние 10 лет помолодел, и тех, кто несет службу после 45 лет, остается все меньше и меньше. Одна из причин этого - увеличившаяся интенсивность работы. К тому же молодежь привлекают соцпакет, ранний выход на пенсию и зарплаты, которые действительно можно назвать достойными. Раньше именно из-за низкой зарплаты была высокая текучесть кадров.
Но дополнительно к благоприятным условия резко возросли и требования к сотрудникам. Если раньше в ГИБДД могли служить люди без высшего образования, то сейчас это не допускается. Причем предпочтение отдается тем, кто закончил юрфак.

Около 70% претендентов отсеивается еще на стадии прохождения медкомиссии и полиграфа (детектора лжи. - Прим. ВН), не допускаются на работу те кандидаты, чьи цели и задачи связаны не с несением службы, а с коррупцией.

Кстати, сейчас в СамГТУ есть кафедра организации безопасности движения, которая готовит специалистов не только для ГИБДД, но и для дорожных организаций и органов местного самоуправления, которые имеют отношение к безопасности дорожного движения.
- Что объединяет ваш коллектив, кроме работы? Проводятся какие-то мероприятия для сотрудников?
- Конечно! У нас уже стал традиционным чемпионат по мини-футболу, который проводится на площадке на набережной. Раньше у нас участвовали только четыре команды, в этом году заявилось уже 14. Причем приходят болеть и сами сотрудники, и их семьи, и друзья. И там такой накал страстей, будто проводится чемпионат мира. Битва за мяч очень серьезная. В таких играх забываешь обо всем, в том числе и о работе. Я всячески за это ратую, но сам не играю. Из всех игр я сейчас предпочитаю, пожалуй, только настольный теннис.

Последние комментарии

Петр Лихоманов 04 сентября 2018 11:24 Несправедливо наказанный за отказ от освидетельствования водитель из Тольятти добился оправдания в Верховном Суде

85 тысяч рублей за трехлетние неприятности? Наше государство как и прежде считает нас ничтожествами. Оно существует ради самого себя в первую и единственную очередь. Население для него обуза и помеха.

Михаил Грушевский 24 августа 2018 06:31 В Тольятти водитель ударил ножом девушку, задевшую своей машиной его автомобиль

Кто-то явно чего-то не договаривает. Думаю одна что-то сказала, другой завёлся поняв, что денег не будет.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6