Силовики Тольятти проверяют 500 фирм в связи с возбуждением десятков уголовных дел из-за незаконного получения субсидий по программе поддержки малого бизнеса. С одной стороны, воспользовались программой в корыстных целях бизнесмены-мошенники, с другой — отдельные чиновники. В результате, только по официальным данным, 70% выделенных на реализацию программы средств использовались нецелевым образом. И по словам полицейских, эта программа — не единственная, привлекшая внимание мошенников.
Мудреная схема
31-летний Александр Мудров осужден на 3,5 года лишения свободы условно за ущерб государству в 600 тыс. рублей. Это сумма двух субсидий, выплаченных Мудрову в рамках целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства Тольятти на 2010-2015 годы».
Мудров, директор ООО «Ника», под программу никак не попадал, но деньги получить хотел. И поэтому в феврале 2010 года он зарегистрировал ООО «Группа М», а затем и ООО «Фанто», которое записал на имя своей жены Людмилы. Он не собирался заниматься предпринимательской деятельностью в этих фирмах, но на их образование субсидии по 300 тыс. руб. он получил, предъявив в мэрии Тольятти документы, подтверждающие наличие компании и понесенные на их создание затраты.
Далее Мудров решил провернуть еще ряд махинаций, в которые вовлек свою беременную супругу и ее родную сестру Надежду Басалову, также находящуюся в положении. В январе 2010 года он официально устроил двух женщин в ООО «Ника»: свою жену Людмилу на должность менеджера со ставкой 50 тыс. рублей, а ее сестру Надежду на ту же должность с окладом в 30 тыс. рублей. После ухода женщин в декрет, в июне он перевел на их зарплатные карты единовременную материальную помощь при рождении ребенка, а также пособие по беременности и родам. А уже в июле обратился в «Самарское региональное отделение фонда социального страхования РФ» для возмещения понесенных расходов.
Однако довести начатое до конца ему не удалось. Комиссия госучреждения отказала Мудрову. Объяснили это тем, что в ООО «Ника» фактически хозяйственная деятельность не велась, и принятие на работу менеджеров с высоким уровнем оклада не было обосновано. Кроме того, после ухода «специалистов» в отпуск на их должность никто не был принят. Мошенника раскрыли.
Свою вину обвиняемый так и не признал, но согласно решению суда 600 тысяч рублей он обязан вернуть государству.
Дело не единственное
«Дело Мудрова — не единственное, - говорит следователь СУ управления МВД РФ по городу Тольятти Елена Заморникова. - В нашем городе уже вынесено несколько приговоров по уголовным делам, фигуранты которых совершали аналогичные мошенничества в рамках программы помощи малому предпринимательству. Сейчас у нас в производстве 40 подобных уголовных дел, и еще 40 материалов проверок, по которым также возможно возбуждение».
Сейчас силовики Тольятти проверяют около 500 фирм, участвовавших в конкурсах на получение субсидий по программе. По словам следователей, на участие в конкурсах на получение субсидий подавали заявки сотни фирм. После того как силовики стали возбуждать уголовные дела по фактам мошенничества, количество заявок сократилось до нескольких десятков. Как считают следователи, около 70% субсидий по этой программе в Тольятти использовались нецелевым образом.
Показательно, что воспользовались шансом украсть бюджетные деньги не только лже-бизнесмены, но и отдельные чиновники. Сейчас в Тольятти находится под арестом Сергей Бугров. Ранее он занимал пост начальника отдела поддержки предпринимательства департамента потребительского рынка и предпринимательства мэрии. Как уже сообщала «ВК», недавно он стал фигурантом уголовного дела, связанного с хищениями бюджетных средств.
«По версии следствия, Бугров предоставил через подставных лиц заявки на участие конкурсе подставных фирм, номинальными директорами которых являлись люди из асоциальных слоев общества, - рассказала следователь Елена Заморникова. - Сейчас следствие установило четыре эпизода выделения на подставные фирмы, которые, по имеющейся версии, регистрировал Бугров, субсидий по 500 тысяч рублей. И расследование продолжается».
По словам следователей, в рамках расследования уголовных дел в связи с мошенничествами вокруг федеральной программы в Тольятти сейчас в мэрии регулярно проводятся выемки конкурсных документов.
Вербуют матерей, «ампутируют» ноги
По словам замначальника следственной части при управлении МВД Самары Александра Журавлева, ему о выявление подобных мошенничеств в Самаре не известно. В других городах области аналогичных эпизодов тоже не регистрировали. «Многое зависит от работы оперативников, - говорят в главном следственном управлении при МВД РФ по Самарской области. - Если оперативники выявят — будем расследовать».
Но вообще государственные программы вниманием мошенников не обделены. Недавно главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ сообщило о раскрытии мошеннической сети, работавшей почти в двух с половиной сотнях городов европейской части России. По данным следствия, мошенники создали около 300 фирм, сотрудники которых собирали сведения о многодетных матерях, находящихся в трудном материальном положении. Им предлагали получить материнский капитал «живыми» деньгами, для чего матери заключали договоры целевого займа якобы на покупку жилья с этими фирмами. Как правило, заем оформлялся на сумму, равную размеру материнского капитала, однако фактически деньги заемщикам не перечислялись. Затем фирмы совершали сделки по приобретению жилья. Большей частью это были незначительные доли в квартирах или ветхих домах. И на следующем этапе происходило непосредственное погашение государственного сертификата на материнский капитал: в Пенсионный фонд подавались документы об «улучшении жилищных условий» и остатке долга у заемщика. И Пенсионный фонд перечислял деньги фирмам, которые являлись кредиторами многодетных матерей.
В регионах сейчас идет оперативная работа по выявлению такого рода мошенничеств. «В Самарской области уголовных дел о мошенничестве с материнским капиталом на сегодняшний дел не возбуждалось», - сообщила «ВК» помощник прокурора области Наталья Цой. Зато в Самарской области было зарегистрировано другое, более оригинальное «начинание». 47-летний руководитель главного бюро медико-социальной экспертизы Михаил Пивоваров получал по сто тысяч рублей от клиентов за то, что лишал их... ног. Конечности, впрочем, Пивоваров «ампутировал» у посетителей только по бумагам. Довольные клиенты становились инвалидами второй группы, что позволяло им пользоваться социальными льготами и ежемесячно получать выплаты из федерального бюджета. Суд назначил Пивоварову наказание в виде 4 лет лишения свободы условно.
«Чтобы подобные мошенничества были невозможны, нужен жесткий контроль за использованием бюджетных средств», - отметил в разговоре с корреспондентов «ВК» депутат Государственной думы РФ Александр Хинштейн.
Хетаг Тагаев, руководитель департамента потребительского рынка и предпринимательства мэрии Тольятти:
- Есть закон о муниципальном контроле, который предусматривает определенные полномочия муниципалитета. Поэтому самостоятельно установить жесткий порядок проверки фирм, подающих заявки на получение субсидий, мы не можем. Другое дело, что теперь все сведения о фирме, вызывающей малейшие подозрения, мы передаем в прокуратуру и полицию — пусть проверяют.
Александр Хинштейн, депутат Госдумы РФ:
- Нужно, чтобы был жесткий контроль за использованием бюджетных средств, чтобы на каждый выделенный рубль тратился именно рубль, а не тридцать копеек. А дело Бугрова имеет принципиальное значение. Я являюсь инициатором контроля за его расследованием. И я намерен добиться того, чтобы оно было доведено до суда. Отдельная тема — руководитель Бугрова Тагаев. Сейчас возбуждено уголовное дело по факту нецелевого расходования средств в департаменте. И я буду добиваться, чтобы Тагаева привлекли к ответственности.
Источник: www.vkonline.ru
Последние комментарии
85 тысяч рублей за трехлетние неприятности? Наше государство как и прежде считает нас ничтожествами. Оно существует ради самого себя в первую и единственную очередь. Население для него обуза и помеха.
Кто-то явно чего-то не договаривает. Думаю одна что-то сказала, другой завёлся поняв, что денег не будет.