Режиссер по пластике Алишер Хасанов: "Я доволен работой с актерами театра "Колесо"

В тольяттинском театре "Колесо" 29 июля начались репетиции столичного режиссера по пластике, создателя и руководителя пластического театра "Мим-оркестр" Алишера Хасанова. Завершатся они 31 июля. Алишер участвует в постановке спектакля по пьесе испанского драматурга Алехандро Касона "Три супруги – совершенства". О работе над спектаклем с Алишером Хасановым беседует корреспондент Волга Ньюс.

Режиссер по пластике Алишер Хасанов: "Я доволен работой с актерами театра "Колесо" Режиссер по пластике Алишер Хасанов: "Я доволен работой с актерами театра "Колесо"
Фото:

- С какими сложностями вы встретились в работе над спектаклем?

- Самое сложное - найти воздух в этой пьесе. Я пытаюсь нащупать главную тему - ту, что связана с чувством любви, - и дать ей полет с помощью пластики. Сюжет построен по классической структуре итальянского театра масок - комедия дель арте. Три главных персонажа пьесы составляют некий классический треугольник - Арлекин, Пьеро и Пьеретта. Зритель не увидит их масок в конкретном изображении. Характер каждого персонажа будет передаваться с помощью движения. У каждого из них - свой пластический сюжет. А я ставлю классические движения, помогая каждому из актеров найти собственный рисунок. Вначале будет пластический пролог, а затем, время от времени, - пластические отступления. За счет этого мы с режиссером спектакля Валентином Варецким хотим придать этой постановке некую вторую реальность.

- Видимо, немаловажное значение здесь будет иметь музыкальное сопровождение...

- Конечно. Но оно не будет носить национального испанского колорита. В спектакле будет звучать аргентинское танго. А также попсовая песня 1960-х - она придаст спектаклю ностальгическую нотку. Ведь, по сюжету, три пары справляют семидесятилетие и вспоминают о прошлом.

- Как вам работается с тольяттинскими актерами?

- Я доволен работой с актерами театра "Колесо". Это хорошие артисты. В том числе, и молодые актеры, на которых падает главная нагрузка по созданию пластического рисунка спектакля. Они понимают, чего я от них хочу.

- Вы допускаете импровизацию?

- Конечно, есть жесткая форма пластического рисунка спектакля. Каркас. Но я сторонник того, чтобы в этом заданном рисунке актеры имели возможность проявить свои индивидуальности. Театр - это дело живое.

- Вы ставили и спектакли, и балеты, и цирковые представления. А сами себя ощущаете больше хореографом или режиссером по пластике?

- Режиссером по пластике. Двадцать лет работы с драматическими театрами оставили свой отпечаток.

- Как вы считаете, любой ли хороший драматический актер способен создать нужный для спектакля пластический рисунок?

- Театральная игра неотделима от пластики. Любой хороший актер, мне кажется, способен передать жестом, движением больше, чем словом. Хотя при постановках я, конечно, стараюсь учитывать и возраст, и природные данные актеров. Но все они в любом возрасте могут управлять своим телом так, чтобы на сцене это выглядело выразительно. Так уж устроена актерская природа. Монолог, просто прочитанный со сцены, сегодня уже не так воздействует на зрителя, как это было раньше. Если монолог сочетается с пластикой, которая может предвещать или завершать его, это может быть гораздо выразительнее.

- То есть, с помощью жестов и движений можно передать любой спектр чувств?

- Да, и этим я занимаюсь в своем коллективе "Мим-оркестр". Там собраны актеры - в основном, молодые, - которые желают и могут что-то сказать зрителю с помощью пластики. Иногда мы пытаемся соединить пластику со словом. Как, например, в спектакле "Окно в Париж". Хотя это очень сложно. А в скором времени "Мим-оркестр" приступает к репетициям "Свадебки" на музыку Стравинского. Очень интересная работа.

- Что в истории театра предшествовало созданию вашего "Мим-оркестра"?

- Есть много интересных мировых пластических школ. Для меня наибольший интерес представляет школа Михаила Чехова, а также школа польского режиссера Ежи Гротовского. Опыт Всеволода Мейерхольда - прежде всего, по созданию мизансцен. Он прекрасно понимал, как лучше разместить артистов в сценическом пространстве, и это помогало им пластически выразить себя. Конечно, для меня очень важен опыт работы Андрея Дрознина, который возглавляет кафедру Пластической выразительности актера в Театральном институте им. Б.В.Щукина. Кстати, я тоже прошел опыт "Щуки" - ставил там для студентов этюды.

- Считаете ли вы, что любую классическую пьесу можно передать средствами пластики?

- Конечно, и это показывает опыт современного мирового театра. Есть хореографы, которые делают серьезные спектакли, например, по мотивам Чехова. Среди них - выдающийся шведский хореограф и режиссер Матс Эк.

- Что у вас в ближайших планах?

- Как режиссер по пластике буду ставить спектакли в Ногинске, в Московском областном драмтеатре. Буду работать в "Табакерке". Там я участвую в постановке спектакля "Сверчок на печи" по Чарльзу Диккенсу.

Последние комментарии

Дмитрий Лакоценин 28 сентября 2022 12:37 Тольяттинский краеведческий музей выиграл грант фонда Владимира Потанина

Молодцы, что скажешь!

Валентина Казакова 03 августа 2015 14:11 Музейный комплекс "Наследие" в Тольятти планируется передать краеведческому музею

Тема, поднятая в публикации Вадима Карасёва, касается, на самом деле, судьбы многих инновационных проектов в нашей стране, которые хоронятся под разговоры об их важности и патриотичности. Городской музейный комплекс «Наследие» (экомузей), как новая форма наследования, представляет в этом смысле типичную модель: вначале поддержка власти, общественное и профессиональное признание, работающий «макет», а затем—тупик вследствие интеллектуальной незрелости, неподготовленности мозгов, «жлобства» (по выражению председателя правительства РФ Д.Б. Медведева) административно-командного уровня». Этого с "Наследием" бы не было, если бы Программы развития культуры писались у нас не для того, чтобы их просто показывать, а чтобы претворять в жизнь. О завершении строительства Городского музейного комплекса на ул. Советской за счёт средств муниципального бюджета к 2016 году власти г. Тольятти бодро докладывали Губернатору ещё в 2011 году. Так, согласно Приложения 3.4 к Решению Думы г.о. Тольятти за 2009 г. «Мероприятия по развитию объектов капитального строительства местного значения в сфере культуры» (таблица 4, п 11): «Реконструкция и строительство Городского музейного комплекса «Наследие» (экомузей): 2011 год—завершение ремонтно-реставрационных работ по Дому Стариковых (ул. Советская, 39), 2012 – 2016 гг. – строительство дополнительных объектов комплекса и капитальный ремонт дома – музея (ул. Советская, 38)». Даже специальная брошюра была издана о новых объектах соцкультбыта в Тольятти. Все деньги в сметной документации были считаны-пересчитаны, все распределены строго по кодам и расходным статьям. Однако в том же, 2011 году, мэрия закрыла целевую программу «Развитие культуры Тольятти. 2011-2016 гг.», заменив её программой «Культура Тольятти. 2011-2018 гг», в которой строительство ГМК «Наследие» уже было отодвинуто на срок до 2018 года. Даже в Год культуры в отраслевой муниципальной программе "Культура Тольятти" средства, заложенные на благоустройство и строительство экспозиции, были секвестированы, так как "завершение ремонтно-реставрационных работ в доме Стариковых не входит в список первоочередных работ мэрии".

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 30
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4